Get Adobe Flash player
PLASTIKS on line. Home
English version
новости журнал конференция каталог магазин объявления выставки листалка
2017
№ 8 (170), 2017
№ 7 (169), 2017
№ 6 (168), 2017
№ 5 (167), 2017
№ 4 (166), 2017
№ 3 (165), 2017
№ 1-2 (164), 2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2000
Медиаплан (темы номеров)
Прайс
Подписка
Купить
Мобильная версия
Медиакит








СПЕЦИАЛЬНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ!
Оплати подписку на 2017 год – получи скидку 5% на книги




Рынок ПЭТ: неожиданные повороты  № 10 (104), 2011

  Читать PDF версию статьи

2010 год оказался достаточно удачным для российских производителей ПЭТ. Рынок преодолел докризисные максимумы (потребление данного полимера составило 580 тыс. тонн) и показал рекордные темпы роста за последние десять лет — 22 процента. Однако законодательные инициативы по запрету розлива пива в ПЭТ-тару могут поколебать устойчивое развитие этого сегмента полимерного рынка

Игорь ГРИЩЕНКО, аналитик компании «Маркет Репорт»

Потребление и производство
В 2010 году значительного роста потребления ПЭТ удалость достичь за счет аномально жаркого сезона. Производители воды и безалкогольных газированных напитков отмечали рекордные показатели продаж и на основании этого строили прогнозы на 2011 год. Потребность рынка в ПЭТгрануляте привела и к существенному росту импортных поставок (на 27 процентов — до 270 тыс. тонн). Также в минувшем году суммарные объемы производства ПЭТ выросли на 16,8 процента в сравнении с 2009 годом и составили 312 тыс. тонн. За счет увеличения мощностей и их загрузки объем производства ПЭТ-гранулята на заводе «Полиэф» вырос на 30 тыс. тонн. Из-за стабильно высокого спроса мощности производителей были загружены более чем на 100 процентов.
На сегодняшний день внутренние производители полиэтилентерефталата не в состоянии полностью обеспечить потребности рынка. Поэтому около 46 процентов ПЭТ-гранулята в России импортируется из-за границы, в основном из Южной Кореи и Китая. Крупнейшим импортером азиатского ПЭТ на территорию России является южнокорейская KP Chemical. В минувшем году KP Chemical экспортировала на территорию РФ около 68 тыс. тонн ПЭТ-гранулята (прирост объемов поставок составил 42 процента, основная марка — бутылочная PapetCool).
Одним из самых знаковых событий для российского рынка ПЭТ в первой половине 2011 года является выход на рынок нового игрока — ЗАО «Алко-Нафта», входящего в группу компаний «Марийский нефтеперерабатывающий завод». В феврале 2011 Марийский НПЗ объявил о запуске производства ПЭТ в Калининграде. Мощности производства составили 220 тыс. тонн. Завод входит в число самых передовых в мире предприятий, которые используют новую технологию производства ПЭТ 2R MTR от компании Uhde Inventa Fischer.
Потенциал импортозамещения на российском рынке оценивается в 300 тыс. тонн. Появление нового производителя ПЭТ привело к ужесточению внутренней конкуренции между отечественными производителями ПЭТ.
На рынке СНГ основная масса ПЭТ используется в производстве преформ, тогда как в мире, наоборот, около 64 процентов ПЭТ используется в производстве полиэфирных нитей.

Инвестиции в переработку ПЭТ
В 2010 году потребление ПЭТ выросло на 100 тыс. тонн в сравнении с 2009 годом. Несмотря на рост емкости рынка ПЭТ, в отчетном периоде инвестиции в переработку оказались ниже уровня 2000 года, что является минимальным показателем за последние 10 лет. Пик инвестиционной активности пришелся на 2006 год, когда объем инвестиций в переработку превысил 123 млн долларов США. По итогу минувшего года, российские переработчики инвестировали в расширение производства только 27,5 млн долларов США.
По оценкам компании «Маркет Репорт», с 2000 года прирост мощностей в секторе литья ПЭТпреформ составил около 620 тыс. тонн. В минувшем году расчетное потребление ПЭТ-преформ составило около 510 тыс. тонн. Пиковые показатели прироста мощностей производства ПЭТ-преформ были достигнуты в 2001 году и составили около 93 тыс. тонн.
Основные объемы поставок оборудования в стоимостном выражении пришлись на канадскую Husky Injection Molding Systems. Компания лидирует по продажам ТПА для литья преформ в России уже 10 лет подряд.
По оценкам компании «Маркет Репорт», рынок сможет выйти на объемы инвестиций докризисного уровня не раньше 2014 года. Из-за прогнозируемого расширения мощностей по производству ПЭТ и демпинга цены со стороны Азии в ближайшие полтора года мы будем наблюдать «рынок покупателя», когда переработчик сможет выбирать из нескольких поставщиков сырья.
За минувшие десять лет наибольший прирост мощностей показала группа компаний «Ретал», хотя новых инвестиций за последние два года группа не делала.
С 2000 по 2010 год прирост мощностей выдувного формования составил около 410 тыс. тонн. В минувшем году прирост мощностей по выдуву ПЭТ-бутылок составил 16 тыс. тонн, что в пять раз больше показателей 2009 года.
Лидирующие позиции на рынке выдувного оборудования сохраняет компания Sidel. По итогу десятилетия ее доля составляет 25 процентов рынка. На сегодняшний день почти каждый крупный бот тлер использует оборудование Sidel. Следом за Sidel идут SIG Corpoplast и Krones. SIG Corpoplast утратила лидерство из-за полного отсутствия инвестиций в ее оборудование, начиная с 2008 года.

Обманутые ожидания
Рекордные продажи ПЭТ летом 2010 года привели к завышенным ожиданиям игроков рынка в 2011 году. Переработчики и торговые компании увеличили поставки импортного материала в первом и втором квартале, готовясь к летнему периоду 2011 года.
И действительно, в первом полугодии 2011 года объем импорта гранулята вырос на 38 процентов (195 тыс. тонн). За аналогичный период минувшего года данная цифра составила 141 тыс. тонн. Также существенно выросли объемы производства ПЭТ отечественных марок. Прежде всего это вызвано появлением на рынке завода «Алко-Нафта». Как следствие, объемы производства ПЭТ в первом полугодии 2011 года выросли на 20 процентов до 184 тыс. тонн.
Пик цен на внутреннем рынке России пришелся на начало апреля, когда ценовое предложение отечественного гранулята составляло около 75-77 тыс. рублей за тонну.
Однако нынешний сезон не оправдал ожиданий российских переработчиков и боттлеров. Лето оказалось не таким жарким, как этого ожидали игроки рынка. Новые акцизы подкосили продажи пива. Эти два фактора сыграли на повышение цены ПЭТ.
Продажи в сегментах конечного потребления не оправдали ожидаемых прогнозов. Существенно сократились продажи пива и воды. Рынок кваса, показывающий устойчивый рост на протяжении пяти лет, также просел.
Падение продаж кваса по итогу первого полугодия составило 6 процентов, а к концу года вырастет до 14 процентов. Падение продаж пива наблюдается три года подряд. По мнению главы компании Carlsberg Йоргена Буль Расмусена, потребление пива в России вернется на докризисный уровень лишь в 2015 году.
Существенное давление на продажи пива оказал рост розничных цен, вызванный трехкратным увеличением акциза. С начала 2010 года розничные цены на пиво в России выросли на 25 процентов.
Неопределенной является и дальнейшая перспектива потребления пива, разлитого в ПЭТ-тару. В поправках к Таможенному союзу в России и Белоруссии планировалось ввести полный запрет на продажу пива в ПЭТтаре уже к 1 января 2013 года. На данный момент в Казахстане такой запрет уже существует. Законопроект вызвал существенную критику со стороны экспертов рынка. Если он будет принят, положение российских производителей ПЭТ-гранулята и ПЭТпреформ станет очень сложным. Также пострадают производители крышек. Только в 2010 году суммарный объем производства ПЭ- и ПП-крышек для укупорки пива в ПЭТ-тару превысил 17 тыс. тонн.
Сегодня мы наблюдаем падение продаж гранулята, а как следствие, и формирование огромных остатков ПЭТ на складах производителей, переработчиков и торговых компаний. В связи со сложившейся неопределенностью некоторые российские производители предпочли переориентироваться на экспорт в Западную Европу. В августе суммарный объем экспортных отгрузок составил около 10 тыс. тонн гранулята, тогда как в прошлом году экспорт ПЭТ практически отсутствовал и по итогам года равнялся 1,7 тыс. тонн.

Перспективы роста остаются
Несмотря на сложности 2011 года, российский рынок ПЭТ по-прежнему сохраняет потенциал для роста. По итогам 2010 года, показатель потребления бутылочного ПЭТ в России на душу населения составлял все еще 3,5 кг/чел. Теоретически перспективными секторами переработки ПЭТ являются полиэфирные нити и волокна. На сегодняшний день спрос на готовую продукцию в этих сегментах удовлетворяется за счет импорта из стран Азии.
Продолжения десятилетнего растущего тренда на рынке напитков ожидают многие эксперты. Президент компании The CocaCola Company Мухтар Кент заявил, что планирует инвестировать около 3 млрд долларов в развитие бизнеса в России. Заметим, что данный объем вложений американской компании превышает объем ее инвестиций в экономику России за все предыдущее время. А 26 сентября The Coca-Cola Company запустила новый завод в Ростовской области общей стоимостью 120 млн долларов США и мощностью 450 млн литров в год.

PET market: unexpected changes
Igor Grischenko
2010 was a sucsessful one for Russian PET producers. The market overcame precrisis maximum values (PET consumption was 580 thousands tons) and showed record growth rates for the last 10 years – 22 percents. Record PET sales in summer 2010 forced overestimated expectations of market players for 2011 which were not satisfied. New regulatory activities concerning ban of PET packaging for beer are able to affect sustainable development of the market sector.


В начало статьи Обсудить в форуме К содержанию
Полное или частичное воспроизведение материала в электронных СМИ допускается только при обязательной ссылке на сайт журнала "ПЛАСТИКС: индустрия переработки пластмасс", в печатных СМИ - только с письменного разрешения редакции.
Яндекс цитирования
"ПЛАСТИКС" стал мобильнее
x

Уважаемые посетители сайта "Пластикс"

С июня 2013 года для пользователей планшетных компьютеров на Android и iOS доступно мобильное приложение (инструкция здесь).

Вы можете бесплатно ознакомиться с одним из номеров журнала (№6, 2015) через мобильное приложение.