PLASTIKS on line. Home
English version
новости журнал конференции каталог магазин объявления выставки листалка
IPTF 2018
IPTF 2017
3R-Plast 2018
3R-Plast 2017
3R-Plast 2016
СпецПласт + РеПласт 2015
СпецПласт + РеПласт 2014
СпецПласт + РеПласт 2013
СпецПласт + РеПласт 2012
Replast 2011
Replast 2010
Replast 2009
Replast 2008
Replast 2007
Replast 2005
Replast 2004
Replast 2003
Фото
Заявка докладчика
Заявка слушателя
Участники предыдущих лет
Участникам
Партнеры










НОВЫЙ РАЗДЕЛ "ПЛАСТИКСА"
Самая свежая информация для участников и посетителей международных полимерных выставок




Вторичная переработка пластмасс: взгляд маркетолога

Лиля Рашидовна Гусева, к.х.н., директор ООО «Группа информации и маркетинга» (Россия)

Тезисы доклада
Вопросы утилизации полимеров, в том числе рециклинг, довольно активно обсуждаются профессиональным сообществом, и отношение к этому вопросу вполне сформировано. Между тем, с точки зрения понимания бизнес-процессов, стратегии и тактики развития рынка продукции вторичной переработки полимеров, существует большой ряд вопросов, ответы на которые пока отнюдь не очевидны.
С точки зрения маркетинга можно рассматривать 2 основных сегмента рециклинга полимеров:
- переработка отходов производства и бракованных изделий;
- переработка изделий из полимеров, бывших ранее в употреблении (после их использования).
Подходы к рассмотрению процессов, протекающих в этих двух сегментах вторичной переработки пластмасс, принципиально различны. В первом случае речь идет о рационализации использования сырья, снижении коэффициента потерь сырья и в конечном итоге – о получении дополнительной прибыли за счет снижения себестоимости продукции по статье затрат «сырье и материалы», за счет изготовления и реализации дополнительных единиц продукции. Во втором случае далеко не всегда очевидно, даже для владельцев бизнеса по утилизации, – что, собственно говоря, является «генеральной линией» финансового потока: региональные дотации на утилизацию вторсырья или доходы от реализации готовой продукции, изготовленной из полимерного сырья вторичной переработки. И если в первом случае практически отсутствует необходимость проработки вопроса с точки зрения маркетинга, особенно в том случае, если переработка отходов производства и бракованной продукции осуществляется на самом предприятии, то во втором случае ключевые вопросы маркетинга – механизмы формирования рынка и потребления, объем спроса, каналы сбыта, ассортиментная политика — встают во всей своей остроте.
Развитие бизнеса в сфере вторичной переработки полимеров зачастую тормозится и отсутствием четкого понимания объекта самого бизнеса. Нередко наблюдается прямое введение в заблуждение в отношении самого понятия «вторичная переработка пластмасс». Необходима выработка вполне определенной позиции в отношении объекта производства – идет ли речь об изделии, целиком изготовленном только из полимера вторичной переработки, или о том, что вторичный полимер только выступает в качестве добавки (например, в количестве до 20 процентов) к основной массе полимерного сырья. С точки зрения вида продукции на рынке вторичной переработки пластмасс можно выделить следующие сегменты:
- полимеры в гранулированном виде;
- изделия, изготовленные с применением вторичных полимеров.
Помимо того, что указанные сегменты могут существовать как параллельно друг другу, так и в виде взаимосвязанных ступеней «сбыт - потребление», второй сегмент также может быть сегментирован по параметру доли вторичного полимера в составе сырья.
В зависимости от того, каков будет ответ на этот вопрос, по-разному будет выглядеть и представление о рынке сбыта продукции. Несмотря на частое утверждение, что путем вторичной переработки пластмасс изготавливается широкий ассортимент продукции, включающий пленки, трубы и так далее (практически весь возможный перечень изделий из полимеров), в действительности далеко не всегда определены параметры рынка сбыта готовой продукции, отсутствует ясное понимание того, что собой представляет рынок сбыта продукции повторной переработки полимеров.
Переоценка объема рынка и объемов потенциального сбыта продукции, произведенной из вторичных полимеров, зачастую приводит к неоправданным ожиданиям, к переоценке возможностей, завышению ожидаемых объемов сбыта. При этом зачастую упускается из виду учет затрат на предварительную мойку и чистку, измельчение и грануляцию бывших в употреблении полимерных изделий. Однако, как показывает опыт, все эти стадии, включая и этап сбора подлежащих утилизации изделий из полимеров, оказываются значительно более затратными, чем это казалось первоначально. Стремление сэкономить, как правило, приводит к некоторой криминализации сферы вторичной переработки полимеров и снижению социальной ответственности бизнеса. Речь идет о печально известном сборе полимерных отходов на мусорных полигонах путем привлечения социально отвергаемых слоев населения.
Довольно часто в ловушку привлекательной, на первый взгляд, перспективы доходов от вторичной переработки пластмасс попадает малый бизнес.

Журнал ПЛАСТИКС
Яндекс цитирования
"ПЛАСТИКС" стал мобильнее
x

Уважаемые посетители сайта "Пластикс"

С июня 2013 года для пользователей планшетных компьютеров на Android и iOS доступно мобильное приложение (инструкция здесь).

Вы можете бесплатно ознакомиться с одним из номеров журнала (№6, 2015) через мобильное приложение.