Plastics_10_2013
СЫРЬЕ И МАТЕРИАЛЫ П Л А С Т И К С № 1 0 ( 1 2 8 ) 2 0 1 3 w w w . p l a s t i c s . r u 20 пластмасс, причем доля пластмассовых дета- лей в общей массе изделия может составлять от 10 до 90%. Существует ли хорошо обосно- ванная методика оценки потребления поли- меров в виде пластмассовых комплектующих деталей в бытовой технике и электронике? Нет. Поэтому большое число реально потре- бляемых изделий из полимеров «избежали» учета в составе среднедушевого потребления полимеров. По предварительным эксперт- ным оценкам выявление такого «скрытого» сегмента может увеличить выявленный уро- вень среднедушевого потребления полимеров примерно на 20%. Другой такой же «скрытый» от учета в среднедушевом потреблении полимеров сегмент — ткани и одежда. Точнее, волокна и нити. Оценка потребления синтетических волокон и нитей обычно проводится так же, как это описано выше для полимеров в первичных формах: «производство минус экспорт плюс импорт». Однако мы импор- тируем довольно большой объем тканей и собственно готовой одежды. А учитывая, что в составе практически всех тканей имеются синтетические волокна и нити (и, соответ- ственно, они имеются и в готовой одежде), по сути, необходимо учитывать и эти «скры- тые полимеры». В отношении этого сегмента вообще трудно сейчас строить предположе- ния о том, сколько реально полимеров мы потребля- ем в составе текстильных изделий. Но ведь мы их потребляем, и было бы справедливо учитывать по- лимерные волокна и нити в составе одежды (и обуви, кстати говоря, тоже) при определении показателя среднедушевого потребле- ния полимеров. И вот еще один сег- мент, включение которого в состав показателя сред- недушевого потребления полимеров, с одной сторо- ны, вполне оправдано, а с другой стороны, согласно современным представ- лениям аналитиков, не определено с точки зре- ния методической целесо- образности. Речь идет о синтетическом каучуке. Этот сегмент рынка вы- ходит за рамки основной тематики журнала, однако справедливости ради сле- дует сказать, что, определяя объем среднеду- шевого производства и потребления полиме- ров, нельзя ограничиваться только подсчетом полиэтилена, полипропилена, полистирола, поливинилхлорида и полиэтилентерефтала- та, как это обычно делается сейчас. Как ни крути, что такое синтетический каучук, если не синтетический полимер? Около полуто- ра миллионов тонн синтетического каучука (и, соответственно, резиновых изделий), очевидно, заметно изменили бы целый ряд показателей, характеризующих потребление изделий из полимеров. Аналитическое сообщество должно опре- делить для себя и для специалистов отрасли, пользующихся услугами аналитиков для раз- работки стратегии развития бизнеса в отрасли производства и переработки полимеров, что же такое в современном понимании «сред- недушевое потребление полимеров», како- ва суть этого понятия. Необходимо перейти на следующий уровень в понимании рынка полимеров и сформировать дефиницию «среднедушевое потребление полимеров» как комплексный показатель, включающий в себя четко дифференцированные сегмен- ты, или изменить привычнуюформулировку, например, на «среднедушевое потребление термопластов и синтетических смол», или каким-либо иным образом — например, путем разработки научно-обоснованного методического подхода и путем разработки методики расчета—повысить однозначность обсуждаемого показателя. Строго говоря, столетие отечественной отрасли полимеров мы будем отмечать через четверть века, но и сейчас можем говорить о красивой дате — 75-летии. Но очень хо- телось бы к 100-летнему юбилею подойти с рекордами и в расцвете. Озаботиться этим важно уже сейчас. A brief history of plastics in Russia Lilya Guseva The Russian Empire achieved (at least that was considered to be true for many years) the highest level of production in 1913, just before the World War I and the following age of so- cial transformation. Definitely despite various social changes (and sometimes even against them) technical progress was continuously developing and the society considered in a general sense was acquiring more and more powerful and advanced industry. And now in 2013 we look back to cover the last 100 years and try to review the development of plastics processing industry against the background of overall industrialization and development of basic industries. Наименование Объем продаж в 2012 г., млн шт. Мобильные телефоны и смартфоны 41,5 Аксессуары, включая наушники 9 Ноутбуки 8,2 Маршрутизаторы 3,3 Планшеты 3,2 Телевизоры 8,6 Фотоаппараты 0,93 Автомагнитолы 1,5 Видеорегистраторы 1,9 Стиральные машины 3,6 Холодильники 3,32 Плиты, варочные панели, духовые шкафы 3,25 Утюги и отпариватели 4,2 Бритвы, приборы для стрижки и укладки волос 12,5 Кофемашины и кофеварки 0,67 Прочая кухонная техника (хлебопечки, фритюрницы, пароварки, кухонные комбайны, соковыжималки, электрочайники, мясорубки, тостеры) 15,7 Игровые приставки и консоли 0,73 Таблица 2. Объем продаж бытовой техники в России в 2012 году
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODIwMTI=