Plastics_10_2013
СЫРЬЕ И МАТЕРИАЛЫ П Л А С Т И К С № 1 0 ( 1 2 8 ) 2 0 1 3 w w w . p l a s t i c s . r u 24 териал для сверхзвуковых самолетов, ракет и космических кораблей вырабатывают в виде ленты из графитовых волокон, скрепленных эпоксидными смолами. При высокой раз- рывной прочности эта лента сохраняет свои свойства при температуре более 1000°С. Полагают, что применение такой ленты позволит снизить вес самолета на 25-30%. В самолетостроении в усло- виях большихмеханических и тепловых нагрузок находятся элементыостекления (фона- ри, блистеры, иллюминато- ры), которые изготовляют обычно из полиметилмет- акрилата, обладающего вы- сокой светопрозрачностью, низкой плотностью и спо- собностью легко формоваться. Именно благодаря применению в авиационной промышленности по- лиметилметакрилат, или оргстекло, стал одним из первых полимерных материалов, который начал производиться в промышлен- ных масштабах. В конце XX века начали предпринимать- ся попытки использовать для изготовления внутренних слоев триплексов поликарбонат. Монолитный поликарбонат — материал с уникальными свойствами, смело позволя- ющими назвать его одним из лучших изо- бретений современности. Поликарбонатные плиты отличаются уникальной ударопроч- ностью (пуля из пистолета Макарова не пробивает лист в 12 мм), высокой тепло- стойкостью, гибкостью, а также низкой го- рючестью. Прозрачный, как стекло, но веся- щий вполовину меньше и выдерживающий в 200 раз большую нагрузку поликарбонат — идеальный материал для остекления. Однако у ПК проблемы с атмосферостойкостью — он чувствителен к озону. Поэтому в авиации его используют, закрывая снаружи тонким оргстеклом. С применением монолитного поликарбоната изготавливают стекла для иллюминаторов летательных аппаратов, шлемы пилотов и космонавтов. …и многое другое Капролон (полиамид-6 блочный) марки А, литьевой полиамид марки ПА-610 ис- пользуются для изготовления ответственных деталей в авиационной промышленности, в частности направляющих колец, букс, кры- шек и других деталей авиационных шасси. В гидросистемах шасси самолетов и вер- толетов присутствует огромная номенклатура деталей (манжеты, защитные кольца, шайбы, прокладки и другие) из фторопластов марки Ф-4 и композитов на его основе с углерод- ным (Ф4К20), стекловолоконным (Ф4С15), углеволоконным (Ф4УВ15) наполнителями, двойным наполнителем углерод+дисульфид молибдена (Ф-4К15М5), графитопластами АФГ-80ВС и другими. Из фторопластов, наполненных кера- мическими волокнами, производят абля- ционностойкие антенные обтекатели. Из этих же материалов, стойких к маслам, охлаждающим жидкостям, электролитам и другим агрессивным средам, изготовляют трубы, фланцы, фитинги, элементы насо- сов, уплотнители. При проектировании первого англо- французского сверхзвукового пассажирского самолета «Конкорд» было рассчитано, что от трения об атмосферу внешняя поверхность самолета будет разогреваться до 120-150°С. В то же время требовалось, чтобы она не под- давалась эрозии в течение по меньшей мере 20 тыс. часов. Решение проблемы было най- дено с помощью поверхностного покрытия защиты самолета тончайшей пленкой фто- ропласта. Полимерные вспененные материалы — пено- и сотопласты — благодаря их низкой плотности, а также звукопоглощающим и теплоизоляционным свойствам в авиастрое- нии применяют в качестве заполнителей вы- соконагруженных трехслойных авиационных конструкций, например, несущих плоскостей самолетов; для теплоизоляции кабин, для из- готовления радиопрозрачных обтекателей, линзовых антенн, отражателей, герметизации блоков радио- и электротехнической аппара- туры; эластичные пеноматериалы использу- ются как демпфирующие и амортизирующие, как мягкие элементы авиационных кресел; крупноячеистый поролон служит в качестве взрывоподавляющего и огнепреграждающего средства в топливных баках. Пено- и сотопласты вытесняют ребра жесткости во всех силовых конструкциях проектируемых самолетов (исключение — топливные отсеки, применение ребер жест- кости в которых позволяет увеличить долю внутреннего полезного объема). Общее потребление каучуков в авиастрое- нии довольно велико. Из резиновых смесей в авиации изготовляют шины, амортизаторы, рукава, мягкие топливные баки, разнообраз- ные профилированные монолитные шнуры для герметизации люков, окон, дверей ка- бин. В производстве авиашин используют главным образом резины из натурального и синтетических изопреновых каучуков и кордные ткани из полиамидных волокон.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODIwMTI=