Plastics_10_2015

w w w . p l a s t i c s . r u 48 СПЕЦТЕМА/ ПВХ П Л А С Т И К С № 1 0 ( 1 5 0 ) 2 0 1 5 из ПВХ, декоративных, мебельных пленок и пленок для натяжных потолков по сравнению с объемами внутреннего спроса (рис. 2). Дефицит ПВХ-пленок на российском рынке восполня- ется за счет зару- бежных поставок: в Россию ввозятся все виды пленок из этого полимера (рис. 3). Доля им- порта на россий- ском рынке пленок из ПВХ составила в 2014 году 63,7%, а значит, рынок можно характеризовать как импортозависимый. Объемыимпорта пленок изПВХ ежегодно растут. Так, среднегодовые темпы роста им- порта за период 2011-2014 годов составили 7,1%. Количество импортеров насчитывает более 1100 компаний. Ведущими странами— поставщиками пленок из ПВХ являются Ки- тай (49,2% в общем объеме импорта), Герма- ния (18,1%) и Республика Корея (8,8%). Объемы экспорта незначительны и прак- тически не влияют на баланс спроса и пред- ложения ПВХ-пленок. Предложение пленок из ПВХ формируется в большей степени за счет импорта (рис. 4). На российском рынке преобладают пла- стифицированные пленки из ПВХ. Так, в общей структуре потребления ПВХ-пленок почти половина приходится на мягкие типы (рис. 5). Ежегодно растет доля упаковочных пленок. Стретч-пленки и термоусадочные пленки в совокупности занимали 17,5% в 2013 году. Сложившаяся видовая структура потре- бления пленок из ПВХ и сегментация по направлениям использования обусловлены свойствами материала в зависимости от со- держания в нем добавок и пластификаторов. Более 50% потребления жестких ПВХ- пленок приходится на упаковку (в том числе для пищевой и непищевой упаковки, тер- моусадочные пленки и пленки для упаковки лекарств). Более 30%в структуре потребления занимают мебельные пленки. Структура потребления мягких пленок из ПВХ более разветвленная. Наибольшую долю занимают пленки для упаковки (в том числе стретч- и термоусадочные), пленки для архитектуры и строительства (включая пленки для изготовления натяжных потол- ков, для напольных покрытий). К крупным сегментамотносятся пленки для рекламы (са- моклеящиеся) и мебельные (для мембранно- вакуумного прессования). В структуре потребления полужестких пленок из ПВХ ведущие позиции занимают пленки для упаковки (в основном стретч- пленки), мебельные пленки (в основном для облицовки мебельных фасадов), пленки для архитектуры и строительства (преимуще- ственно для натяжных потолков), а также пленки для товаров повседневного спроса и рекламы. Таким образом, ведущими сегментами потребления ПВХ-пленок на российском рынке являются упаковка всех видов, ме- бельная промышленность, строительство, изготовление рекламы, производство товаров повседневного спроса. В совокупности в этих секторах потребляется более 90% пленок из ПВХ (рис. 6). В период до 2020 года структура потре- бления пленок из ПВХ по направлениям использования существенным образом не изменится. Прогнозируется дальнейшее развитие спроса на ПВХ-пленки. Оценочно среднего- 40 35 30 25 20 15 10 5 0 Объем производства Темпы роста, % Объем производства, тыс. т 160 140 120 100 80 60 40 20 0 Темпы роста 106,5 114,4 151,2 115,9 149,4 138,5 142,6 94,2 112,4 118,1 124,7 116,9 101,5 2,4 2,6 3 4,5 5,2 7,8 10,8 15,4 14,5 16,3 19,3 24 28,1 28,5 Рисунок 8. Динамика производства ПВХ-листов в России в 2001-2014 гг. Рисунок 9. Структура ассортимента импортных ПВХ-листов, % 50 40 30 20 10 0 Предложение зарубежных производителей Предложение отечественных производителей Спрос на внутреннем рынке 2011 2012 2013 2014 27,4 33,6 39 40,2 19,1 23,9 28 28,4 8,3 9,6 11 11,8 Рисунок 10. Спрос и предложение на российском рынке ПВХ-листов в 2011-2014 гг., тыс. т Реклама, канцтовары, полиграфия Строительство и производство стройматериалов Промышленность, в т.ч. машиностроение,емкостное оборудование и другое Прочее 16,9 74,8 5,9 2,4 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 (оценка)

RkJQdWJsaXNoZXIy ODIwMTI=