Plastics_10_2016

w w w . p l a s t i c s . r u 63 П Л А С Т И К С № 1 0 ( 1 6 1 ) 2 0 1 6 СООБЩЕСТВО бетоне, контактирующем с противогололедными со- лями (мостовые настилы) и морской водой (морские сооружения), дорожном строительстве, объектах особого назначения, тунне- лях, шахтах, при усилении кирпичной кладки, в малом домостроении. По слов ам Руслана Волкова, коммерческо- го директора НПП «Завод стеклопластиковых труб», объем российского сег- мента стеклопластиковых труб в 2015 году оценива- ется в 8,4 тыс. т. (30-35 млн долл.). Мировой рынок за прошедшие годы вырос до 1 млн т. Лидерами в данном сегменте являются страны, входящие в Совет сотрудни- чества арабских государств Персидского залива (уро- вень внедрения — 22%). В российском ТЭК на стекло- пластик приходится 0,5%. О программе развития рынка композитных мате- риалов РФ до 2020 года рас- сказал АлександрШаклеин, директор по развитию ГК «Машспецстрой». Базовый объем производства в про- грамме, на которую должна выйти страна, составляет 120 млрд руб., целевой же сценарий предполагает уве- личение до 223 млрд руб. Для достижения запланиро- ванных объемов существую- щие мощности должны быть увеличены к 2020 году в пять и в 12 раз соответственно. Программа затрагивает различные гражданские сектора (транспортная ин- фраструктура, строитель- ная индустрия, энергетика, транспортное машиностро- ение), но не включает обо- ронную промышленность. В июне текущего года в Иркутске состоялась вы- катка нового пассажирско- го самолета «МС-21-300», на котором установлены композитное крыло боль- шого удлинения, рули вы- соты и руль направления. Данные элементы кон- струкции изготовлены на производственных пло- щадках компании «Аэро- Композит». Впервые в ми- ровой практике силовые элементы консолей крыла воздушного судна, а также панели центроплана изго- товленыметодом вакуумной инфузии с применением автоматизированной вы- кладки сухого углеродного наполнителя. Это позво- лило специалистам создать длинномерные монолитные конструкции. Композит- ные агрегаты механизации и хвостового оперения из- готовлены по автоклавной технологии. На данный мо- мент в реализации проекта используются импортные композиционные материа- лы, но ведется совместная работа компании и научно- исследовательских институ- тов в направлении разработ- ки отечественных аналогов. Как сообщил Михаил Никитушкин, заместитель генерального директора по координации программ компании «АэроКомпозит», первый вылет «МС-21-300» запланирован на начало сле- дующего года. Валерий Кривонос, ру- ководитель направления Объединенной авиастрои- тельной корпорации (ОАК), добавил, что в данный мо- мент проводятся наземные и летные испытания двигателя ПД-14 для самолета «МС- 21-300» с мотогондолой, на 65% состоящего из ком- позиционных материалов (угле- и стеклопластики), что способствовало суще- ственному снижению массы конструкции. Раньше мото- гондолы изготавливались в основном из металлических материалов. Помимо этого в 2016 году в Комсомольске-на-Амуре был выпущен со- тый по счету само- лет Sukhoi Superjet 100. Двигатели для этой модели производятся на НПО «Сатурн» ( Рыб и н с к ) . В конструкции пла- нера используется около 12% угле- стеклопластиков, в основном в эле- ментах механиза- ции. В к о н ц е 2017 года будет завершен первый этап испытаний у с т а н о в о ч н ы х партий истребите- ля «Т-50», в кото- рых 70% омывае- мой поверхности составляют угле- пластики на осно- ве отечественных композитных ма- териалов. Также Валерий Криво- нос сообщил, что до конца 2016 года ОАК должна пере- дать Министерству оборо- ны два экземпляра новой модификации самолета «МиГ-35», в котором при- менены композиты раз- работки Всероссийского научно-исследовательского института авиационных ма- териалов. Несмотря на то, что объ- ем применения композитов в авиационных конструкци- ях растет и на сегодняшний момент по весу планеров приближается, а где-то и превосходит 50%, в массо- вом выражении авиация не является лидером потре- бления композиционных материалов, считает Борис Морозов, начальник отдела композиционных материа- лов ОКБ Сухого. Композиты в авиации применяются благодаря высоким удельным харак- теристикам, превосходящим традиционные конструк- ционные материалы. В по- следнее время отраслевыми институтами был разработан ряд композитов авиацион- ного назначения на основе отечественных связующих и зарубежного наполните- ля. В результате получились полуфабрикаты, переработ- ка которых хорошо освоена на серийных предприятиях, а механические характери- стики и экономические по- казатели существенно пре- взошли значения исходных материалов-прототипов и соответствуют зарубежным аналогам. По мнению участников конференции, именно ави- ационная отрасль является основным драйвером роста использования композици- онных материалов в РФ.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODIwMTI=