Plastics_10_2017
СООБЩЕСТВО П Л А С Т И К С № 1 0 ( 1 7 2 ) 2 0 1 7 w w w . p l a s t i c s . r u 59 занимают композиты. Они входят в состав высокона- груженных частей кессона крыла и хвостового опере- нья, а также агрегатов и элементов механизации. С 2019 года воздушное судно планируется запустить в се- рийное производство. В российском же судо- строении применение ком- позиционных материалов находится на уровне менее 1% от объема мирового по- требления. Такие данные озвучил начальник лабора- тории НИО 3 Крыловского государственного научного центра Николай Федонюк. Эксперт объясняет это от- сутствием в нашей стране масштабного гражданского судостроения, производства рыболовных судов, крупно- тоннажных моторных яхт, различных спасательных средств. Весьма скромное место— на уровне 2% (5,6 млн т) от мирового рынка — Россия занимает и по производству термопластичных компо- зиций. Об этом в своем до- кладе рассказал заместитель начальника отдела развития рынка НТЦ исследований «ПОЛИПЛАСТИК» Сергей Киселев. Специалист сообщил, что доля импорта во вну- треннем потреблении тер- мопластичных полимер- ных материалов, которая существенно сократилась в 2015 году, по итогам теку- щего года может достигнуть 30%. Российская экономи- ка вышла из рецессии, и большинство аналитиков ожидает роста в пределах 2% до 2023 года включи- тельно. В связи с вырав- ниванием экономической ситуации тенденция по сокращению импортных поставок переломлена, и у российского рынка есть все шансы в ближайшее время вернуться к докризисным показателям импортных поставок, полагает эксперт. Далее обзор рынка смол для производства компози- тов представил учредитель компании «Дугалак» Зоран Павлович. По его словам, в течение ближайших 6-8 лет термореактивные смолы останутся главным связую- щим веществом при выпуске композитных материалов, и емкость мирового рынка бу- дет расти не менее 6% еже- годно. Темпы роста потребления в мире будут развиваться не- равномерно.Максимальный спрос на уровне 7-8% в год будет наблюдаться в Азиат- ском регионе, в США— по- рядка 3%, в Европе — око- ло 2%. В России потребле- ние ненасыщенных по- лиэфирных смол после стагнации в 2015 году по- казало значительный рост в прошлом году, особенно это коснулось смол отече- ственного производства. Согласно прогнозу экспер- та, спрос продолжит расти, и в 2017 году потребление ненасыщенных полиэфир- ных смол составит 45 тыс. т, из которых 33 тыс. т будут выпущены российскими предприятиями. По данным первой половины текущего года, импорт увеличился на 20%, а отечественное произ- водство — на 7%. В сегменте эпоксидных смол потребление на про- тяжении последних трех лет находилось на стабильном уровне 40-42 тыс. т, из ко- торых 2-3 тыс. т занимали смолы отечественного из- готовления. При этом доля импорта достигла 90% от общего объема потребле- ния. Место российской продукции заняли азиат- ские товары — 40% всего импорта эпоксидных смол и более 70% импорта эпок- сидных смол для компо- зитов, продолжил эксперт. Иностранные компании реализовали на российском рынке 25,37 тыс. т смолы в чистом виде и 14,2 тыс. т компаундов и изделий на ее основе (краски, в том числе порошковые, грунты, клеи, наливные полы). После анализа рыноч- ной ситуации участники мероприятия перешли к рассмотрению эффектив- ных технологий и иннова- ционных разработок в об- ласти композитов. Кроме того, практическим опытом внедрения в жизнь новых решений поделились пред- ставители отечественных предприятий и зарубежных компаний. Полимерные компози- ционные материалы ново- го поколения для электро- техники и строительства, разработанные государ- ственным научным центром «Всероссийский научно- исследовательский институт авиационных материалов», представил заместитель на- чальника лаборатории по науке Александр Колобков. В числе пилотных проектов института — арочный мост, возведенный в сельском по- селении Языково Карсун- ского района Ульяновской области в 2016 году. Длина пролета моста 11,98 м, из- делие выдерживает нагрузку до 100 т, в нем установлено 19 арочных углепластико- вых элементов, заполнен- ных безусадочным бетоном, и стеклопластиковые профи- лированные настилы. Дан- ный мост не потребует ка- питальных вложений долгое время, к тому же он постоян- но контролируется системой мониторинга с применением оптоволоконных датчиков. На конференции был отмечен ряд положитель- ных тенденций, которые наблюдаются на россий- ском рынке композицион- ных материалов. В их числе рост применения в области судостроения, перспектива отечественного производ- ства ПАН-прекурсора, на- ращивание темпов выпуска смол. Тем не менее объемы внутреннего потребления по-прежнему далеки от мирового уровня, и задача отраслевого сообщества — выработать эффективные и работоспособные механиз- мы внедрения композитов в РФ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODIwMTI=