Plastics_10_2025
П Л А С Т И К С № 1 0 ( 2 6 1 ) 2 0 2 5 w w w . p l a s t i c s . r u 11 БИЗНЕС-ПРАКТИКА нению климата. Производство, использо- вание и утилизация пластиковых отходов составляют около 4% выбросов парнико- вых газов в мире» [2]. При этом экономи- ческий ресурс не упоминает, что пласти- ковые изделия играют важнейшую роль в жизни человека. Они безальтернативны в таких областях, как медицина, пищевая и автомобильная промышленность, строи- тельство, электроника и другие сферы. Появление пластиковой упаковки стало подлинной революцией, поскольку обеспечивает защиту свежих продуктов и увеличивает срок их хранения [3]. Кроме того, благодаря продлению срока хране- ния продуктов, могут снижаться пищевые потери, которые также являются значи- тельной проблемой [4]. Что касается медицинских изделий, то, по данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), использование, например, одноразовых шприцев снижа- ет риск передачи инфекций среди паци- ентов и медицинского персонала (напри- мер, в 2010 году около 1,7 млн человек заразились гепатитом С из-за небез- опасных инъекций, а 33,8 тыс. ВИЧ, по- сле чего стали активно разрабатывать безопасные шприцы) [5]. В настоящее время продолжается разработка и по- всеместное использование безопасных медицинских изделий, включая шприцы с автоматической защитой иглы, которые сразу закрывают иглу после использова- ния, что минимизирует риски случайных уколов и распространения инфекций. В этой связи объективность оценки роли пластиковых изделий в жизни че- ловека представляется весьма важной. Попытка контролировать сферу производства Во-вторых, большой блок вопросов касался во время переговоров стандар- тов производства изделий из пластмасс, прежде всего из первичных полимеров, и, соответственно, необходимости внедре- ния инструментов глобального контроля над производственными процессами. И это при том, что ни изделия, ни сами полимеры природную среду не загряз- няют. Причина загрязнения — недоста- точно эффективные способы управления пластиковыми отходами. Отходы — это выведенный из коммерческого оборота материал. Ни сырье, ни готовый продукт из пластмасс. И тогда возникает фунда- ментальный по своей важности вопрос: в какой степени международные органы могут контролировать и регулировать процессы внутреннего производства различных государств? И действительно ли такое регулирование на глобальном уровне необходимо для решения весьма узкой задачи — недопущения загрязне- ния пластиковыми отходами? Однако в данном случае нужно быть предельно осторожными, поскольку регулирование подобных вопросов на международном уровне — это всегда проталкивание коммерческих интере- сов конкретной группы стран, исполь- зующих экологическую риторику для трансформации собственного экономи- ческого курса, удержания собственной конкурентоспособности посредством внедрения на глобальном уровне опре- деленных стандартов (как правило, сво- их собственных) и, что немаловажно, механизмов контроля и привлечения «нарушителей» к ответственности. Нарушение правил свободной торговли В-третьих, предлагаемые на перего- ворах «меры ответственности» — запре- ты и ограничения производства, импорта и экспорта изделий из пластмасс, — так- же вызывают вопросы. Основополага- ющие международные правила приме- нения мер, затрагивающих торговлю товарами, закреплены в «Соглашении об учреждении Всемирной торговой ор- ганизации» (ВТО). Оно было подписано 15 апреля 1994 года, вступило в силу 1 января 1995 года. В настоящее время членами ВТО являются 166 государств и отдельных таможенных территорий. Рос- сийская Федерация является членом ВТО с 22 августа 2012 года [6]. Наличие этих универсальных пра- вил, направленных на недопущение дискриминации в сфере торговли, без
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODIwMTI=