Plastics_10_2025

П Л А С Т И К С № 1 0 ( 2 6 1 ) 2 0 2 5 w w w . p l a s t i c s . r u 14 БИЗНЕС-ПРАКТИКА ровалось, что это «новая стратегия ро- ста, направленная на преобразование ЕС в современную, ресурсоэффектив- ную и конкурентоспособную экономи- ку, в которой не будет чистых выбросов парниковых газов (выбросы за вычетом абсорбции) в 2050 году и где экономи- ческий рост не связан с использованием ресурсов» (документ частично вступил в силу 1 октября 2023 года и окончательно заработает с 1 января 2026 года) [14]. Одним из элементов «Зеленой сделки» стал беспрецедентно дискриминационный механизм трансграничного углеродного регулирования [15]. Необходимость этого механизма ЕС объясняет тем, что усилия Союза по обеспечению климатической нейтральности к 2050 году могут быть подорваны по причине отсутствия соот- ветствующих (то есть сопоставимых с ев- ропейскими) амбиций по предотвраще- нию утечки углерода со стороны других государств. Под термином «утечка угле- рода» понимается эффект увеличения вы- бросов парниковых газов в странах, где промышленные предприятия несут мень- шие издержки на оплату производимых ими выбросов, чем в ЕС, или не несут их вовсе. Нужно отметить, что Российская Федерация уже обратилась в Орган по разрешению споров ВТО с жалобой. Иными словами, несмотря на наличие согласованных на многостороннем уров- не подходов, отдельные государства идут по пути принятия односторонних огра- ничительных мер, цинично прикрываясь целями и задачами соответствующего международного документа. Такой сце- нарий вполне может стать реальностью и в отношении будущего «Договора по пластмассам». На реалистичность такого исхода указывает отнюдь не случайная фраза на уже упомянутом сайте Всемир- ного экономического форума: «Регули- рование и целевые показатели должны быть всеобъемлющими, поскольку […] МНЕНИЕ СПП Появление «Договора для борьбы с растущими угрозами за- грязнения пластиком» было инициировано Ассамблеей ООН по окружающей среде (UNEA) в 2022 году. Проект договора, казалось бы, ставит приоритетной задачей борьбу с пласти- ковым мусором, однако по сути декларирует необходимость ограничения производства пластмасс и изделий из них, не затрагивая, однако, вопросы предотвращения образования мусора, то есть отходов, сброшенных в непредназначенных для их хранения местах (водоемы, реки, лесные угодья и парковые зоны). Несмотря на то, что прошло уже несколько раундов переговоров, договоренности не были достигнуты, так как свое несогласие с проектом выражают такие страны, как Саудовская Аравия, Иран, Китай, Россия и ряд других. Российский Союз переработчиков пластмасс отмечает: «Если объектом «Договора по пластмассам» становятся не отходы, а готовые изделия из пластика и сами пластмассы, то это несет серьезную потенциальную угрозу сокращения продаж базо- вых полимеров в РФ и числа занятых в отрасли специалистов (сейчас это около 300 тыс. сотрудников, занятых на более чем 9 тыс. предприятиях, в основном категории малого и среднего бизнеса). Реализация директив в нынешней редакции может вызвать серьезные негативные последствия, поскольку приве- дет к созданию существенных барьеров для производителей и потребителей смежных отраслей, включая пищевую отрасль, медицину, автомобилестроение и других. Одно из предложений СПП — сосредоточиться на обсуж- дении особого правового статуса пластикового мусора (Plastic Litter) как отхода, размещенного в неположенном месте, что позволит отделить его от понятия пластиковых от- ходов (Plastiс Waste) или вторичных материальных (а значит, ценных) ресурсов. После этого можно сосредоточиться на борьбе с неправомерным размещением отходов, то есть за- мусориванием акваторий и территорий проживания людей.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODIwMTI=