Plastics_11_2010

47 СПЕЦТЕМА /ЭЛАСТОМЕРЫ И КАУЧУКИ П Л А С Т И К С № 1 1 ( 9 3 ) 2 0 1 0 Наиболее хорошо разработа- ны технологии получения ТПЭ на основе полипропилена и этилен- пропилен-диенового каучука (ЭПДК) (Santoprene), полипропилена и нату- рального каучука, полипропилена и бу- тилкаучука (Trefsin, Bladder), полипро- пилена и акрилонитрил-бутадиенового каучука (Geolast), полипропилена с акрилатным каучуком и поливинил- хлорида с бутадиен-нитрильным кау- чуком. Широкое использование олефино- вых ТПЭ во многом определяется сле- дующими тенденциями в технологии и потреблении этих материалов [3]: —значительное расширение области применения олефиновых ТПЭ; — покрытие всех внутренних по- требностей преимущественно одним видом ТПЭ; — более частое применение олефи- новых ТПЭ в технологии производства новых полиолефиновых материалов и иономеров; — увеличение роли талька, позво- ляющего придать материалам требуе- мые характеристики и снизить их стои- мость. Термопластичные вулканизаты, как и традиционные термопласты, могут перерабатываться в конечные изделия литьем под давлением, экструзией, формованием и другими методами. Такие материалы имеют низкую мас- су и привлекательный внешний вид, хорошую долговечность и могут быть переработаны в новые изделия в конце срока их службы. Благодаря этому ТПВ широко ис- пользуются в производстве многих изделий, таких как автокомпоненты (внутренняя панель, бамперы и мно- гое другое); корпуса для электронных устройств; материалы для ковриков, одежды; наполнители для подушек и матрацев; некоторые узлы различных конструкций [1]. Западная автомобильная промыш- ленность использует термопластичные эластомеры в 35 процентах резинотех- нических изделий. Рыночный потенци- ал ТПЭ огромен. За период с 1990 по 2000 годы только в автомобилестроении объем использования этих материалов вместо резин в США увеличился в 2,5 раза, в Западной Европе — в 3 раза, в Японии — в 12 раз. Только в Запад- ной Европе рынок ТПЭ оценивается в 1,9 млрд долларов. В настоящее время более 20 про- центов потребления эластомерных ма- териалов за рубежом в автомобильной промышленности приходится на изде- лия из динамических термопластичных эластомеров. Всемирно известные кор- порацииMercedes-Benz, BMW, Chrysler, Mitsubishi Motors, Nissan, Peugeot, Renault, «АВТОВАЗ» не только исполь- зуют, но и активно наращивают объемы применения изделий из динамических термопластичных эластомеров типа Sarlink и Santoprene в производстве ав- томобилей [4]. Такое широкое применение в про- изводстве потребительских товаров обусловлено хорошей перерабатывае- мостью, окрашиваемостью и способ- ностью обеспечить свойства эластоме- ров. И все же можно выделить несколько особенностей ТПЭ, приводящих, в не- которой степени, к сдерживанию тем- пов их производства. Это неизбежное ухудшение соответствующих свойств по отношению к исходным компонентам; возможность начала деструкционных процессов в олефиновой фазе при про- ведении вулканизации (например, при использовании перекисей в качестве вулканизующих агентов); необходи- мость использования дорогостоящих компатибилизаторов в некоторых случаях; высокая конкуренция с ПВХ и ЭПДМ (этилен-пропилен-диен- мономер — синтетический каучук). СЛОВАРЬ ПОЛИМЕРЩИКА НК — натуральный каучук; БСК — бутадиен-стирольный каучук; ПБ — полибутадиен; БНК — бутадиен-нитрильный каучук; ПИ — полиизопрен; ЭПДК — тройной сополимер этилена, пропилена и диена; БК — бутилкаучук; ПХП — полихлоропрен; ХСПЭ — хлорсульфополиэтилен; ПУ — полиуретаны (простые и сложные); ЭАК — этилен-акриловый каучук; СК — силоксановый каучук; ГБНК — гидрированный бутадиен-нитрильный каучук; ФК — фторкаучук. w w w . p l a s t i c s . r u

RkJQdWJsaXNoZXIy ODIwMTI=