Plastics_11_2010

СПЕЦТЕМА/ ЭЛАСТОМЕРЫ И КАУЧУКИ П Л А С Т И К С № 1 1 ( 9 3 ) 2 0 1 0 w w w . p l a s t i c s . r u 54 Фторкаучуки С момента изобретения синтетического каучука более 100 лет назад этот материал по- стоянно получал новые специализированные свойства для различных сфер применения. Всего через 10 лет он стал использоваться в автомобильных компонентах, находящихся под капотом и работающих в чрезвычайно жестких условиях. Даже простые шланги и муфты должны выдерживать температуру около 150°C в течение длительного периода времени. Кроме того, существует возмож- ность резкого возрастания температуры до 180°C, контакта с агрессивными вещества- ми, такими как топливо или моторное мас- ло, а также нагрузки в несколько миллионов рабочих циклов. Все эти факторы требуют использования каучуковых эластомеров на пределе их возможностей. Зачастую для деталей, которые должны выдерживать высокие температуры и воз- действие химических веществ, применяются фторкаучуки. Несколько лет назад компания DuPont совершила прорыв, представив эла- стомерымарки Viton с улучшенной полимер- ной архитектурой. Реологические характе- ристики, параметры поперечного сшивания и съема готовых деталей для этого материала аналогичны стандартным фторкаучукам, а свойства конечных продуктов соответству- ют параметрам изделий, изготовленных из специальных высокотехнологичных марок каучука. Однакофторкаучуки сложнее перерабаты- вать, чем стандартные типыкаучука. Поэтому производители стремятся разработать мате- риалы с улучшенными параметрами перера- ботки. Жидкие силиконовые каучуки вполне отвечают этому критерию, но отличная устой- чивость к высоким температурам сочетается в них с лишь умеренной устойчивостью к воз- действию органических химикатов. Компании Wacker Chemie удалось найти альтернативное решение в виде различных марок жидких фторсиликоновых каучуков, которые отличаются высокой стойкостью к воздействию моторных масел даже при вы- соких температурах. Эту идею поддержала компания Momentive Performance Materials, которая разработала полностьюфторирован- ные жидкие силиконовые эластомеры. Как и обычные фторсиликоновые каучуки, эти материалы обладают устойчивостью к ди- зельному топливу и горячему маслу. Кроме того, их стойкость к различным химическим веществам аналогична фторсиликоновым эластомерам, поперечно сшитым пероксида- ми, которые используются там, где требуется надежность функционирования в широком диапазоне температур при воздействии то- плива, различных масел и выхлопных газов. Фторэластомеры также требуются для из- готовления продукции, имеющей контакт с биодизельным топливом. Помимо высоких экологических характеристик, это топливо является чрезвычайно агрессивным по от- ношению к традиционным уплотнителям и шлангам. Разработанный компаниейDyneon специально для таких продуктов гибкий по- лиолефиновый эластомер прошел испыта- ния при температуре 150°C и продемонстри- ровал высокую устойчивость к метил-эфиру рапсового масла, часто используемому в Ев- ропе в качестве биотоплива. Каучуки и ТПЭ используются для целей, большую часть которых можно обозначить словами «герметизация», «амортизация» и «транспортировка» — и за этими тремя словами скрывается намного больше, чем кажется на первый взгляд. Эти материалы обеспечивают быстроту и плавность хода автомобилей и поездов, низкий уровень шума работы двигателей, защиту автокомпонентов от агрессивных сред и высоких температур Эластичные материалы под капотом автомобиля Фото DSM Engineering Plastics Фото LANXESS

RkJQdWJsaXNoZXIy ODIwMTI=