Plastics_11_2010
w w w . p l a s t i c s . r u СПЕЦТЕМА /ЭЛАСТОМЕРЫ И КАУЧУКИ П Л А С Т И К С № 1 1 ( 9 3 ) 2 0 1 0 Существуют три важнейшие характеристики автомобильных шин — сопротивление качению, стойкость к истиранию и сцепление с влажным дорожным покрытием. К сожалению, невозможно достичь одновременного улучшения всех трех этих коэффициентов: как правило, улучшение одного из них неизбежно приводит к ухудшению остальных двух. Новая полимерная добавка концерна LANXESS, одного из мировых лидеров в производстве высокотехнологичных каучуков, способствует снижению конфликта столь разных задач «Магический треугольник» На первый взгляд, автомобильные шины — ничем не примечательная де- таль автомобиля, но в действительности это очень сложная высокотехнологичная конструкция. До настоящего времени все способы улучшения сцепления с влажным дорожным покрытием приводили к по- вышению сопротивления качению и, как следствие, увеличению расхода топлива, а при определенных условиях и к ухудшению износостойкости. Взаимосвязь между сцеплением с влаж- ным дорожным покрытием, сопротивлени- ем качению и устойчивостью к истиранию называют «магическим треугольником каче- ства автошины»: невозможно достичь одно- временного улучшения всех трех параметров. Одна из причин обратного взаимного влия- ния этих характеристик состоит в том, что сцепление с влажным дорожным покрытием и сопротивление качению зависят от тангенса угла механических потерь (tg G ). Повышение величины tg G в диапазоне температур от 0 до 20°C приводит к улучшению сцепления с влажным покрытием, в то время как сниже- ние tg G в температурном диапазоне от 50 до 70°C коррелирует со снижением сопротивле- ния качению. При помощи «классических» изменений состава резиновой смеси можно добиться смещения прохождения кривой tg G по температурной оси, но нельзя получить «новый» профиль в соответствии с предъ- являемыми требованиями. Таким образом, при традиционном изменении состава смеси улучшение сцепления шины с влажным до- рожным покрытием связано с увеличением сопротивления качению, и наоборот. В последние годы все большее внимание уделяется одновременному увеличению всех показателей «магического треугольника» ав- томобильных шин: по оценкам экспертов, сопротивление качениюшин «съедает» одну пятую часть общего расхода топлива легко- вого автомобиля. У грузовых автомобилей доля горючего, затрачиваемого на преодо- ление сопротивления качению шин, еще выше. А устойчивость к истиранию — это не только долговечность шины: этот показа- тель качества стал темой непрекращающейся дискуссии специалистов о выбросах мелко- дисперсной пыли в окружающую среду. На- ряду с ценой все три показателя «магическо- го треугольника» имеют большое значение для принятия решения в пользу выбора и приобретения той или иной шины. Диоксид кремния — целесообразно, но не ново В 90-е годы XX века удалось добиться значительного прорыва в решении пробле- мы одновременного улучшения трех клю- Вернер ОБРЕХТ, доктор, профессор, эксперт по каучукам бизнес-подразделения «Каучуки для РТИ» концерна LANXESS Наночастицы для резин в шинной промышленности Фото LANXESS 58
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODIwMTI=