Plastics_11_2011
w w w . p l a s t i c s . r u СПЕЦТЕМА/ ПОЛИМЕРЫ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ П Л А С Т И К С № 1 1 ( 1 0 5 ) 2 0 1 1 Во время тестирования физико- механических свойств полимерных шпал в США компания Earth Care Products изгото- вила опытные образцы изделий в четырех вариантах конструкции. У шпалы одного из вариантов характеристики (коэффициент теплового расширения, пористость и со- противляемость выдергиванию резьбовых костылей, остаточная деформация под на- грузкой, сжатие к середине отрезка и сопро- тивляемость изгибу) превзошли установ- ленные в технических требованиях нормы! Тогда пластмассовые шпалы были уложены для эксплуатационных испытаний на трех участках железнодорожного пути в различ- ных штатах. Например, в Алтуне в штате Пенсиль- вания ведутся наблюдения над 10 поли- мерными шпалами, распределенными по одной через каждые 20 деревянных. Шпалы периодически осматривают с измерением геометрических параметров (высота шпалы, ширина колеи и т.д.). После пропуска 12 млн тонн брутто при скорости движения поездов до 24 км/ч не было выявлено изменений этих характеристик. Признаков повреждения под воздействием климатических условий также не обнаружено даже в суровые зимы, когда шпалы были покрыты снегом с ноября по март. Пластмассовые шпалы уже используют- ся в мире. Например, в Японии используют шпалы из композитных материалов — пе- нополиуретана со стекловолокном: такой состав уменьшает шум во время движения поездов. Российские железнодорожники пока о применении полимерных шпал только го- ворят. Однако при рассмотрении вопроса об использовании таких конструкций в России необходимо понимать, что материал для этих изделий должен выдерживать температуру воздуха от +50 до –70°С, в противном случае для отечественных климатических условий он не подойдет. Перспективы применения Избавление от деревянных шпал — ре- шение проблемы сохранения окружающей среды, одновременно внедрение пластмас- совых шпал помогает решить и проблему отходов пластиков. Пластиковые шпалы по сравнению с деревянными имеют лучшие механические свойства. Несмотря на то, что полимерные шпалы вдвое дороже — они стоят около 60 долларов США, в то время как дубовые стоят 30-35 долларов, — за счет увеличения времени их эксплуатации в два или три раза экономия при использовании полимерных шпал составляет 140 долларов на одно изделие. Подобные же композитные материалы повышенной прочности используются в морских сваях и обшивке мостов, и их бу- дущее выглядит также очень оптимистично. Армия, военно-морской флот и береговая охрана США, Канады и других стран готовы тратить миллионы на замену пропитанных креозотом деревянных шпал, и владельцы частных предприятий в прибрежных зонах также изъявляют желание платить больше за более долговечные причальные сооруже- ния из композитных материалов. Компания Plastic Pilings из Великобритании экструди- рует сваи начиная с 1988 года посредством герметизирования пластиком арматурной стали, сваренной стальной клетки или сталь- ной трубы. Она также применяет технологию производства с использованием усиленного стекловолокна. Американская компания Eko-Bord про- изводит морские сваи, палубные настилы, уличную фурнитуру (пластиковые бордю- ры) и другие композитные изделия из пла- стиков. Большой интерес к пластмассовым шпалам и морским сваям проявляют же- лезнодорожные компании и предприятия военно-морского флота зарубежных стран с тропическим климатом, таких как Индия, Таиланд и Филиппины. Polymer sleepers – the thing of future? Elena Pogodina Passenger and cargo transporting line in every country are based at innu- merable wooden (mainly oak) sleepers permeated with creosote in order to prevent rotting. Sleepers represent an important element of tracks however given the increase of axleloads and train speeds they are subjected tomore and more intense wear. Sleepers made of alternative materials including plastics are increasingly becoming competitors to wooden ones. A significant advan- tage of plastic sleepers is opportunity of their recycling and re-use. Фото Bayer MaterialScience 61
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODIwMTI=