Plastics_11_2013

СЫРЬЕ И МАТЕРИАЛЫ П Л А С Т И К С № 1 1 ( 1 2 9 ) 2 0 1 3 w w w . p l a s t i c s . r u 16 Расклад сил по-новому Порадовавшись за отечественную про- мышленность в целом и за самих себя как членов профессионального полимерного со- общества, вернемся теперь к прозе жизни и посмотрим, «что день грядущий нам гото- вит», то есть что ждет в ближайшем будущем действующих игроков на российском рынке полипропилена. Для переработчиков, пожалуй, все скла- дывается вполне неплохо. Помимо увеличе- ния предложения полипропилена на рынке ожидается расширение выпускаемого мароч- ного ассортимента, в чем сильно нуждаются наши предприятия по переработке пласт- масс. Ассортимент изделий из поли- меров, востребо- ванных на рынке, все время растет и меняется. Для того чтобы свое- временно успевать за спросом, необ- ходимо занимать- ся разработкой новых изделий и технологических процессов, а это удобнее делать в условиях хоро- шей доступности сырья, то есть по- липропилена не- обходимого марочного ассортимента в не- обходимом количестве по доступной цене. А вот для производителей полипропилена ввод новых мощностей означает новый этап передела сфер влияния, новый этап конку- рентной борьбы, новый этап борьбы за рын- ки сбыта и клиентов. Перемены ожидаются действительно серьезные (рис. 3). ОАО «Нижнекамскнефтехим», которое с конца 2006 года и до весны 2013 года при- знавалось лидером по производству по- липропилена, обеспечивая более четверти всего объема производства данного про- дукта в нашей стране, теперь передвинулось на второе-третье место, деля эту позицию с ООО «Полиом». Доля ОАО «Нижнекамск- нефтехим» в общем ресурсе производства полипропилена сократилась более чем в два раза — с лидирующих 28,6 до 13,7%. Первое место на пьедестале теперь зани- мает «Тобольск-Полимер», доля которого сразу заявляется на уровне 38,3%. Прежние крепкие середнячки вот-вот станут аутсай- дерами. А старые стотысячники рискуют перейти в категорию «наше историческое достояние» или в разряд «добавка к основ- ному производству», если не предпримут каких-либо серьезных шагов по четкой дифференциации марочного ассортимента или специализации на высокотехнологич- ных марках. По-иному теперь могут выглядеть и экс- портный потенциал отечественной отрасли полимеров, и перспективы импортеров в от- ношении российского рынка. К настоящему времени объем импорта в сегменте полипро- пилена достиг уровня около 280 тыс. т/год, и это почти в два раза меньше того объема ПП, который может быть произведен на вновь введенных мощностях. Сейчас объем рос- Рисунок 3. Сравнительная структура российских мощностей по производству полипропилена в 2012 и 2014 гг., % Рисунок 4. Динамика основных факторов формирования рынка полипропилена в России, млн т/год

RkJQdWJsaXNoZXIy ODIwMTI=