Plastics_11_2015
w w w . p l a s t i c s . r u 39 СПЕЦТЕМА/ КОМПОЗИТЫ П Л А С Т И К С № 1 1 ( 1 5 1 ) 2 0 1 5 2015 года по сравнению с тем же периодом 2014 года составил 97,3%, глубина падения оборота розничной торговли достигла 9,4%. Отмечается спад ВВП до 4%, падение объ- емов капитального строительства почти на 10%, рост потребительских цен до 14%, сни- жение покупательной способности на 17%. До конца 2015 года ожидается рост уровня годовой инфляции до 16%. Данные тенден- ции не обойдут стороной ни полимернуюин- дустрию вообще, ни сегмент производства и применения компаундов и композиционных материалов. В структуре внутренних поставок ПКМ сейчас преобладает продукция независи- мых российских компаундеров (50%), да- лее идут заводы по переработке пластмасс (20%), как правило, выпускающие компа- унды для собственных нужд (рис. 2). Данная схема заметно отличается от общемировой и европейской практики, когда основными поставщиками компаундов являются веду- щие производители крупнотоннажных по- лимеров. Импорт, составляющий около 30%, делят независимые европейские и азиатские компаундеры (13%), европейские и азиат- ские продуценты базовых полимеров (11%) и дистрибьюторы пластиков (6%). По типу полимерной матрицы наиболь- шую долю рынка композиционных мате- риалов занимают полипропиленовые (40%) и полиамидные (20%) компаунды (рис. 3). Проблемы и векторы развития Как видно из диаграмм, на российском рынке преобладают отечественные термо- пластичные компаунды. Их конкурентоспо- собность поддерживается такими преиму- ществами, как возможность относительного снижения затрат при их переработке (правда, незначительного из-за небольшого объема производства), меньшее колебание цены из- за меньшей доли евроконтента, более низкие логистические риски и лучшая техническая поддержка. В то же время более глубокому внедрению рос- сийских компози- тов на базе термо- пластов мешают высокие и неста- бильные цены на базовые полиме- ры, устанавливае- мые по принципу «импорт минус»; отсутствие большинства добавок и наполнителей отечественного производства; относительно нестабильное качество российского сырья; дефицит неко- торых важных классов полимеров и узкий марочный ассортимент базовых полимеров; неудобные условия доставки сырья и пла- тежей; несоответствие требований к эко- номически эффективному производству и особенностей местного спроса. Перед компаниями-компаундерами в России встают такие подчас трудноразреши- мые проблемы, как длительные циклы про- ведения испытаний на стадии внедрения, недостатки в процедуре тестовых испытаний литьевых форм, недостаточная сходимость при межлабораторных тестах. Оценивая конкурентоспособность и пер- спективы производства термопластичных компаундов в России, нужно иметь в виду, что по себестоимости самой переработки сохра- няется значительная разница на различных отечественных предприятиях и в сравнении с европейскими и азиатскими компаундерами. Перспективными областями развития сектора термопластичных ПКМ в мире счи- таются создание компаундов с натуральными волокнами, с углеволокном, разработка био- пластиков, био- цидных добавок и материалов на базе вторичных гранул. Для России эти сегменты пока не столь актуальны, а сферой прило- жения усилий Независимые российские компаундеры Предприятия по переработке пластмасс Независимые европейские и азиатские компаундеры Производители базовых полимеров Дистрибьюторы Рисунок 2. Структура поставок термопластичных компаундов в РФ в 2014 г. (без ПВХ, суперконцентратов красителей и ДНПП), % (источник —ООО «НПП «ПОЛИПЛАСТИК» (анализ)) 290 тыс. т 19 13 51 11 6 ПП ПА-6/ПА-66 ПЭ ПК ПБТ Остальное 290 тыс. т 18 7 36 27 6 Рисунок 3. Структура рынка термопластичных компаундов в РФ в 2014 г. (без ПВХ, суперконцентратов красителей и ДНПП) по типам материалов, % (источник —ООО «НПП «ПОЛИПЛАСТИК» (анализ)) 6
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODIwMTI=