Plastics_11_2015

w w w . p l a s t i c s . r u 61 СООБЩЕСТВО П Л А С Т И К С № 1 1 ( 1 5 1 ) 2 0 1 5 2014 годы выросли более чем на 20%: с 3,5 тыс. км в 2013 году до 4,28 тыс. км в 2014 году. При этом объем потребления СПТ высоко- го давления в 2014 году со- ставил 1,16 тыс. км. Средняя цена одного погонного метра стеклопластиковых труб в 2013 году не изменилась по сравнению с 2014 годом и составила 195 долл. В стои- мостном выражении россий- ский рынок стеклопластико- вых труб высокого давления оценивается в 756 млн долл. По утверждению дирек- тора по развитию компании «Машспецстрой» Алексан- дра Шаклеина, с наступле- нием кризиса повысились закупочные цены, снизился спрос, ряд проектов был за- морожен — так что ожидае- мый рывок сегмента ком- позитных труб, емкостей и арматуры не состоялся. Минпромторг разработал три сценария развития рос- сийского рынка композитов к 2020 году. Инерционный предполагает объем рын- ка в размере 30 млрд руб., базовый — 120 млрд руб., целевой — 223 млрд руб. Однако даже базовый сце- нарий реализовать будет нелегко — для этого суще- ствующие производствен- ные мощности необходимо увеличить в 5 раз. Целевой же сценарий предполагает 12-кратный рост. Основой должно стать появление новых производств средне- го или крупного размера, а также выполнение государ- ством взятых обязательств относительно развития ком- позитной отрасли. Авиация остается од- ним из главных потреби- телей композитных мате- риалов — в современном лайнере их доля достигает 15%. Перспективная рос- сийская разработка — пассажирский ближне- с р е д н е м а г и с т р а л ь ный самолет МС-21 — создается на основе новейших ком- позитов преимущественно отечественного производ- ства. Как рассказал замести- тель генерального директора по координации программ компании «Аэрокомпозит» Михаил Никитушкин, в 2008 году началась активная фаза разработки и производ- ства композитных элементов конструкции крыла МС-21. Впервые в мировой практике авиастроения было принято решение о создании силовых элементов консоли крыла са- молета методом вакуумной инфузии с автоматической выкладкой углеродного ма- териала. Агрегаты механиза- ции, панели носовой и хво- стовой частей крыла, рули высоты и руль направления изготавливаются методом автоклавного формования. Размах крыла МС-21 со- ставляет 36 м, при его соз- дании используется свыше 100 элементов конструкции из полимерных композици- онных материалов. Детали получаются на 5-10% легче, чем алюминиевые. Начальник отдела ком- позиционных материалов «ОКБ Сухого» Борис Моро- зов в своем докладе отметил, что к 2020 году прогнозиру- ется рост мирового рынка углепластиков для авиации до 54 тыс. т, что в денежном выражении составит порядка 16 млн долларов. Компания Evonik In- dustries предлагает потре- бителям полиуретановые препреги на основе новой матричной системы. Об этом рассказал руководитель на- правления «Отвердители» Владислав Ярославский. Препреги Evonik обладают превосходными прочност- ными характеристиками и позволяют автоматизировать процесс изготовления конеч- ных композитных изделий за счет хорошей пластичности в сочетании с высокими ско- ростями отверждения. Пре- преги обладают повышенной стабильностью при длитель- ном хранении в сравнении с материаламина основе эпок- сидных матриц. За время становления рынка композитов и ком- паундов в России доля рос- сийских производителей в поставках композиционных материалов для автопрома выросла до 40%; в мае состо- ялся долгожданный запуск предприятия по производ- ству углеродного волокна в Татарстане; поставщики полиэфирных смол готовы вкладывать средства в рас- ширение своих работаю- щих на пределе мощностей. «Рост, которого все ожидают в композитной отрасли, что- бы удовлетворить спрос на высокотехнологичную про- дукцию, могут обеспечить именно поставщики сырья и переработчики, которые уже конкурентоспособны на мировом уровне. Курс рубля, льготное финансиро- вание и адресное возмеще- ние процентов по кредитам окажут положительное, но недостаточное для возврата к росту влияние на отрасль. Обязательным условием ста- нет восстановление спроса. Автомобилестроение, авиа- ция, судостроение, энер- гетика, трубные примене- ния — при нормализации в ключевых сегментах рост потребления ПКМ будет выше темпов роста в самих этих индустриях. Ближай- шие год-полтора покажут, кто из российских компа- ундеров преуспел и какая из ниш оказалась перспектив- ней», — считает Николай Асатиани, генеральный ди- ректор INVENTRA.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODIwMTI=