Plastiks_11_2019
w w w . p l a s t i c s . r u 48 СПЕЦТЕМА/ КОМПОЗИТЫ: НОВЫЕ РАЗРАБОТКИ П Л А С Т И К С № 1 1 ( 1 9 5 ) 2 0 1 9 вычна как для архитекторов и проектиров- щиков, так и для строителей. По большому счету пока примеры замещения стальных силовых конструкций композитными еди- ничны и диктуются исключительными об- стоятельствами, связанными в основном с невозможностью доставить на площадку тя- желые металлические детали или же приме- нить мощную грузоподъемную технику для их монтажа. Легкость композитов позволяет преодолеть эти проблемы. Второй причиной можно назвать существенно более низкую теплопроводность композитных несущих конструкций по сравнению с металлически- ми, что обеспечивает, например, фасадным конструкциям отсутствие так называемых мостиков холода и, соответственно, устра- няет возможные температурные напряжения в стеклянных конструкциях фасада. В качестве примера одного из первых применений композитных несущих кон- струкций можно привести здание SunBank (также известного как Suntrust) в Орландо (США). Там композиты ис- пользовались в качестве си- лового каркаса декоративных стеклянных башенок на крыше здания. Одной из причин вы- бора композитов здесь была их инертность по отношению к радиоволнам коммуникаци- онного оборудования. Более известным приме- ром целого здания, выполнен- ного на композитных несу- щих элементах, является The Eyecatcher Building в швейцар- ском Базеле. Изначально это пятиэтажное здание высотой 15 м и наземной площадью 10,12 м 2 было собрано в каче- стве павильона на строитель- ной выставке Swissbau в 1998 году, а впо- следствии было разобрано и вновь возведено на постоянном месте в качестве офисного здания. Его силовой каркас состоит из трех трапециевидных рам, которые в свою оче- редь представляют собой пакет склеенных листов из термоотверждаемых полиэфир- ных смол, армированных стекловолокном. Рамы соединены деревянными пролетами. Композиционные материалы были выбраны для более легкого монтажа и демонтажа. Еще одной причиной стала низкая теплопрово- дность, которая позволила встраивать рамы стекол фасада непосредственно в силовые конструкции. Приведенные ранее факты требуют, разу- меется, определенных обобщений в контек- сте исследуемого нами вопроса, в какой мере сохраняется влияние «структурного» факто- ра в развитии рынка полимеров и полимер- ных материалов, то есть насколько остается открытым потенциал замещения условных традиционных материалов на полимерные. Как можно видеть на примерах автопро- ма, авиации и строительства, наибольшие перспективы к дальнейшему расширению сфер применения имеют уже не просто полимеры, а почти исключительно ком- позиционные материалы. Если говорить о матрицах (связующих), то приоритет здесь за реактопластами (смолами) или инже- нерными термопластами. На примере проектов полимерного двигателя это видно особенно наглядно. Какую-то роль сохраняет также полипропилен в качестве как базового термопласта, так и матрицы для наполнения армирующи- ми компонентами. Причины достаточно понятны: как обсуждалось в начале статьи, поиски потенциальных ниш для замещения
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODIwMTI=