Plastiks_11_2019
w w w . p l a s t i c s . r u 50 СПЕЦТЕМА/ КОМПОЗИТЫ: НОВЫЕ РАЗРАБОТКИ П Л А С Т И К С № 1 1 ( 1 9 5 ) 2 0 1 9 Автомобильная отрасль, и в первую очередь тот ее сек- тор, где востребованы облег- ченные конструкции для ги- бридных и электромобилей, демонстрирует растущий спрос на комплектующие, которые сочетают легкость с высокой жесткостью и прочностью. В процессе их производства вместо стали и алюминия часто исполь- зуются полимеры, армиро- ванные углеродным волок- ном, то есть углепластики. Но себестоимость данных высокотехнологичных мате- риалов высока, к тому же они не выпускаются в требуемых больших объемах. Листовой пресс-материал (SMC — Sheet Molding Compounds, также препрег), уже десятки лет исполь- зуемый в массовом про- изводстве пластмассовых деталей, для изготовления относительно облегченных конструкций до сих пор был непригоден. Одним из под- ходов к решению данной проблемы является грамот- ный выбор материала. Эпок- сидные полимеры, обычно необходимые для придания углепластику прочности и жесткости, плохо подхо- Производитель реактопластов Lorenz Kunststofftechnik разработал инновационный эпоксидный препрег для использования в автомобилестроении, электротехнической отрасли, а также для строительства зданий и объектов инфраструктуры. Создание данного материала было бы невозможно без нового отверждающего агента VESTALITE ® S от компании Evonik, который улучшает свойства пресс-материала Новый препрег обладает плотностью около 1,7 г/см 3 , а также высокой огнестойкостью дят для изготовления SMC и, соответственно, рань- ше в автомобилестроении не применялись. Однако компании Evonik удалось создать VESTALITE ® S — эпоксидный отвердитель, снимающий вышеуказан- ные ограничения. Новый материал, разрабатывав- шийся совместно с Lorenz Kunststofftechnik на основе уже успевшей зарекомен- довать себя композиции, отвечает всем требованиям, актуальным для облегчен- ных конструкций, включая огнеупорные свойства. Он также обладает улучшенны- ми физико-механическими характеристиками и удобен в переработке. Этот прото- типный эпоксидный препрег может использоваться вме- сто стали или алюминия в таких изделиях, как аккуму- ляторные отсеки. Новинка была впервые представлена на выставке К-2019. Типичные композиции SMC, изготавливаемые на основе сложных по- лиэфиров, обычно облада- ют следующими физико- механическими свойствами: прочность при изгибе 200 МПа, модуль упругости при изгибе 10 тыс. МПа и ударная вязкость 90 кДж/м 2 при плотности в пределах 1,7-1,85 г/см 3 . Они находят самое разное применение в электротехнической и ав- томобильной промышлен- ности, к примеру, из них изготавливаются панели для отделки салона и колпа- ки для колес. При этом для производства современных транспортных средств все больше требуютсяматериалы с пониженной плотностью, а следовательно, и массой, обладающие улучшенны- ми физико-механическими характеристиками, напри- мер прочностью при изгибе свыше 350 МПа, модулем упругости при изгибе, пре- вышающим 18,5 тыс. МПа и ударной вязкостью не ниже 150 кДж/м 2 . «От SMC подоб- ных свойствможно добиться, заменив сложные полиэфи- ры эпоксидными полимера- ми, — говорит Петер Омс, директор по продажам из Lorenz Kunststofftechnik. — Однако до сих пор реакто- пласты такого типа были сложны в переработке, заго- товке было непросто придать нужнуюформу, что наклады- вало серьезные ограничения на процесс проектирования деталей. Таким образом, из- делия из армированных сте- кловолокном эпоксидных препрегов были непрактич- ными и массовым спросом на рынке никогда не поль- зовались». При необходимости из- готовить очень легкие авто- мобильные комплектующие обычно используется угле- пластик, но этот материал не из дешевых, поэтому ком- пания Lorenz твердо решила работать со стекловолок- ном. «Так можно получить эпоксидные SMC такие же прочные, как углеродное во- локно, но их себестоимость будет в два раза ниже», — объясняет Омс. Более того, компания уже полностью освоила техпроцесс реци- клинга таких материалов, что является весьма важным фактором с учетом экологи- ческих требований, предъ- являемых к автомобильной промышленности. Возможность выпускать новые марки армированных стекловолокном эпоксид- ных SMC, свободных от не- достатков, характерных для ранних версий этого мате- риала, появилась благодаря Эпоксидный SMC для массового производства Фото Lorenz Kunststofftechnik
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODIwMTI=