Plastics_11_2025
П Л А С Т И К С № 11 ( 2 6 2 ) 2 0 2 5 w w w . p l a s t i c s . r u 32 БИЗНЕСПРАКТИКА ( региона ). Всеобъемлющего решения , которое бы подходило для каждой стра - ны , не существует ; 2) система должна обеспечивать пол - ное покрытие всей территории страны ; 3) система должна обеспечивать сбор всех бутылок от любых напитков в соче - тании с управляемой доставкой к месту переработки ; 4) система должна демонстрировать целостность , то есть доверие должно быть интегрировано в процессы систе - мы благодаря прозрачному управлению , клиринговой службе на основе достовер - ных данных и надежной технологии по - гашения ; 5) систему возврата депозита необхо - димо не только строить для раздельного сбора пластиковых бутылок , стеклотары и алюминиевых банок для последующей отправки их на переработку , но и пре - дусматривать возможность сбора другой тары , пригодной для повторного исполь - зования ; 6) необходимо понимать , что вла - дельцы брендов могут оказывать сопро - тивление или демонстрировать инерт - ность , поскольку они заинтересованы только в сборе « своих » бутылок , но это противодействие может быть ниве - лировано , если они готовы и могут ис - пользовать « свои » собранные бутылки повторно . Следует отметить , что в СССР такой проблемы не было , поскольку для молочной тары действовал единый ГОСТ 15844-70 « Бутылки стеклянные для мо - лока и молочных продуктов ». Для пив - ной тары наиболее применимым был ГОСТ 10117-91 « Бутылки стеклянные для пищевых жидкостей ». К бутылкам для розлива вин требования устанавлива - лись в ГОСТе 5575-76 « Вина . Упаковка , маркировка , транспортирование и хра - нение ». И все производители использо - вали одинаковую тару в соответствии с этими стандартами ; 7) необходимо наладить тесное со - трудничество с владельцами брендов для продвижения дизайна упаковки , которая будет отвечать экологическим стандартам и будет пригодна для сбора в пандоматах ; 8) для эффективного построения си - стемы необходимо четкое распределе - ние ролей : за что отвечают производи - тели , а за что местные власти и органы государства , ответственные за экологи - ческие вопросы ; 9) при разработке системы возвра - та депозита один из важнейших этапов ее построения — определение мест , где можно расположить оборудование для приема тары . Кроме удобства для тех , кто приходит сдать тару , должна быть продумана логистика для погрузки со - бранных бутылок и банок и их транс - портировки на сортировочный центр . Для каждого места все должно быть тща - тельно спланировано , чтобы обеспечить жизнеспособность системы ; 10) у сетевых магазинов может воз - никнуть сопротивление вовлечению в систему и желание понять , какие риски для них таит установка пандоматов на их площади , кто будет финансировать эту установку и кто будет компенсировать сети предоставление скидки за возвра - щенные бутылки , какова процедура ис - пользования ваучера для возврата депо - зита , какова логистика и частота вывоза собранного материала ; 11) лучшие результаты демонстриру - ют системы , в которых администратором выступает независимая некоммерческая организация ; 12) ввиду сложности процесса постро - ение и внедрение системы возврата депо - зита занимает в среднем около двух лет . Как выглядит действующая DRS? Эффективность системы возврата депозита базируется на определенных принципах , которые и определяют ее жизнеспособность и устойчивость . Хотя общепринятого списка принципов хоро - шо спроектированной системы возврата депозита не существует , ключевые по - ложения , почерпнутые из различных ис -
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODIwMTI=