Plastics_12_1_2013

w w w . p l a s t i c s . r u 30 ТЕМА НОМЕРА /НАВСТРЕЧУ ВЫСТАВКЕ «ИНТЕРПЛАСТИКА-2014» П Л А С Т И К С № 1 2 / I ( 1 3 0 ) 2 0 1 3 отраслях стабильно увеличивается, вытесняя традиционные материалы — стекло, алюми- ний, бумагу. В 2013 году объем внутреннего рынка этого сегмента оценивается в 1,5 млн т, что на 7,9% превышает уровень прошлого года. Рынок демонстрирует высокие темпы роста, несмотря на продолжающиеся споры о воз- можности запрета упаковки из ПЭТ для роз- лива пива. Напротив, наибольшее увеличе- ние потребления (до 14,5%) в текущем году наблюдается в сегменте тароупаковочных материалов из полиэтилентерефталата. Из общего объема выпускаемых в России полимерных пленок значительная часть (око- ло 90%) производится из традиционно приме- няемых полимеров общетехнического назна- чения —ПЭ, ПП и ПВХ. В меньших объемах осуществляется выпуск пленок из ПС, ПЭТ, ПА и прочих полимерных материалов. В текущем году производство пленок мо- жет возрасти более чем на 8,5%, при этом наиболее высокие темпы роста выпуска и потребления будут наблюдаться в сегментах высокотехнологичных пленочных материа- лов. Российский рынок однослойной ПЭ- пленки достаточно насыщен, уровень рента- бельности ее выпуска постоянно снижается. В связи с этим обновление производствен- ного парка России, ориентированного на выпуск пленок, осуществляется преимуще- ственно за счет приобретения оборудования для выпуска ориентированных, термоуса- дочных, многослойных, комбинированных, стретч- и каст-пленок. Это приводит к из- менению видовой структуры производства пленочных материалов в сторону увеличения выпуска конкурентоспособной продукции. Пока на рынке полимерных пленок со- храняется зависимость от импорта — доля закупок в потреблении на внутреннем рын- ке превышает 30%, однако в последние годы наметилась тенденция к снижению этого по- казателя. Доля экспорта в производстве пленочных материалов сохраняется на уровне 5%. Окна, трубы и листы В видовой структуре профильно- погонажных изделий более 80%потребления приходится на изделия из ПВХ. Развитие этого сегмента осуществляется благодаря увеличению объемов жилищного строитель- ства и замене старых деревянных рам на но- вые энергоэффективные оконные конструк- ции. Порядка 20% потребности внутреннего рынка профильно-погонажных изделий из ПВХ обеспечивается за счет импорта. Наиболеевысокиетемпыростапотребления (до 15%) наблюдаются в сегменте винилового сайдинга. Он отличается простотоймонтажа и эксплуатации, долговечностью, устойчивостью к различным атмосферным воздействиям. Доля продукции отечественного производства в этом сегменте составляет 80%. На рынке оконных конструкций темпы увеличения потребления в последние годыне превышают 10%. Рынок оконных ПВХ-про- филей уже близок к насыщению, кроме того, его развитие сдерживает дефицит сырья — поливинилхлорида. Доля импортных закупок полимера в потреблении составляет около 50%. Все основные производители ПВХ- профиля (ЗАО «Профайн РУС», ООО «Рехау Продукцион», ООО «Народный пластик», ООО «Плафен» и другие), контролирующие около 60% рынка, являются крупнейшими импортерами ПВХ и ПВХ-компаундов. К изделиям производственного назна- чения из полимерных материалов относят продукцию переработки пластмасс для дальнейшего использования в различных сегментах промышленного производства, а также в строительной индустрии. Наиболь- шее распространение получили изделия про- мышленного назначения из ПС, ПЭ и ПП, а также композиций на их основе. Крупными производителями этой продукции являются предприятия, осуществляющие выпуск де- талей для автотранспорта, электронного и оптического оборудования, мебельной фур- нитуры, строительных конструкций. Потребность российского рынка в из- делиях производственного назначения удовлетворяется в основном за счет отече- ственных производителей. Доля импорта во внутреннем спросе составляет 26%. На долю труб из полимерных материа- лов в России приходится чуть более 30% от всех прокладываемых трубопроводных си- стем (для сравнения: в Европе и США этот показатель приближается к 50%, при этом основным материалом для производства труб служит ПВХ с долей около 60%). Среди трубных полимерных материалов в России лидирует полиэтилен. В структуре спроса доля ПЭ-труб составляет более 60%. За ними следуют ПП-трубы с долей 20%. ПВХ-трубы занимают 12%. В России полимерные трубы производят порядка 150 предприятий, большая часть ко- торых имеет небольшие мощности и ориен- тирована на локальные рынки. Основной же объем продукции изготавливается крупными компаниями. Лидерами в трубном сегменте являются «Группа ПОЛИПЛАСТИК», ЗАО «Техстрой» и ОАО «Казаньоргсинтез». Рисунок 3. Структура импорта в Россию изделий из пластмасс в 2013 году, % Плиты, листы, пленки и полосы Изделия и детали производственного назначения Тара и упаковка Трубы, трубки и шланги Профильно-погонажные изделия Изделия культурно- бытового и хозяйственного назначения ПластикатПВХ 41,5 8,9 17,3 14 10,5 4,8 3 Плиты, листы, пленки и полосы Профильно-погонажные изделия Тара и упаковка Изделия и детали производственного назначения Трубы, трубки и шланги ПластикатПВХ Изделия культурно- бытового и хозяйственного назначения 29,3 8 25 17,6 12,6 4,5 3 Рисунок 4. Структура экспорта в Россию изделий из пластмасс в 2013 году, %

RkJQdWJsaXNoZXIy ODIwMTI=