Plastics_12_1_2014
ТЕМА НОМЕРА /ПОЛИМЕРНАЯ ИНДУСТРИЯ: ПЕРСПЕКТИВЫ П Л А С Т И К С № 1 2 / I ( 1 4 1 ) 2 0 1 4 эффективен, чем генерация то- плива из морских водорослей [14]. Novomer разработал метал- лические катализаторы, такие как бета-дииминат ацетата цин- ка, позволяющие осуществлять быструю полимеризацию угле- кислого газа с образованием ор- ганических молекул, называемых эпоксидами [15]. Процесс проте- кает под давлением и не требует высоких температур или больших энергетических затрат. В резуль- тате появляется возможность по- лучать сравнительно недорогие и биоразлагаемые пластмассы (по- ликарбонаты, полиуретаны), до 50% исходного сырья которых получено из углекислого газа. Намного сложнее добывать углекислый газ непосредственно из атмосферы, а не в виде промышленных выбросов. У такого способа есть свои сторонники [16] и про- тивники [17]. Однако не следует полностью сбрасывать его со счетов как технологически нереализуемый и принципиально неэко- номичный или, в стиле Наоми Кляйн, как оправдание нашего нежелания менять свой стиль жизни. Глобальное потепление идет не столь быстро, и у нас еще есть время разра- ботать жизнеспособнуюмодификацию этого метода. Даже если человечество вдруг примет решение полностью исключить выбросы углекислого газа в атмосферу, углерод все равно будет повсюду — не только в составе тканей живых существ и конструкционных материалов и компонентов, но и в виде то- плива для транспорта, по крайней мере до тех пор, пока емкость аккумуляторов элек- тротранспорта не возрастет стократно. На настоящий момент соотношение следую- щее: 250 кДж/кг (по весу) или 260 кДж/л (по объему) для электрических батарей и 44,4 тыс. кДж/кг и 24,8 тыс. кДж/л для то- плива на основе нефти. Независимо от того, будем мы и дальше добывать углеводороды или наладим их синтез, они все равно оста- нутся неотъемлемой частью нашей жизни. Собственно говоря, одним из преимуществ технологии захвата углекислого газа из ат- мосферы является потенциал для сокраще- ния выбросов транспорта [18], количество которых в настоящее время растет быстрее всего. Подводя итог, можно сказать, что CO 2 — это не только парниковый газ, но и важный химический ресурс с большим потенциалом, и производителям и переработчикам пласт- масс стоит задуматься о том, как раскрыть его наиболее эффективным образом. Новая инфраструктура Конкурс Virgin Earth Challenge, органи- зованный Ричардом Бренсоном, предлагает 25 млн долларов тому, кто разработает эко- логически безопасный и экономически жиз- неспособный способ удаления углекислого газа из атмосферы. При этом, как замечает Кляйн, он известен следующим высказыва- нием: «Углерод — это враг. Нужно нападать на него всеми доступными средствами, ина- че, как и на любой другой войне, множество людей погибнет». Это яркий пример того, как даже те убежденные борцы с глобальным потеплением, что стремятся реализовывать рациональные и полезные проекты, активно используют гиперболы и играют на паниче- ских настроениях. Подходы к индустриальному рециклин- гу углекислого газа и сокращению выбро- сов углерода во всех областях промышлен- ности показывают, что идея враждебности к углероду, при том что является предельно односторонней, имеет в некотором роде мес- сианскую или даже манихейскую природу. В третьем абзаце «Капитала», своего само- го известного труда, Карл Маркс отмечает: «Многообразные способы употребления ве- щей есть дело исторического развития». В отношении углерода можно сказать, что мы находимся в доисторическом периоде. Нам еще только предстоит осознать потенциал этого замечательного вещества. Мы никогда не создадим «новую угле- родную экономику» — такое определение было бы очевидным преувеличением, как «интернет-экономика», «век биотехноло- гий» и многие другие. Но мир определенно уже готов к новой углеродной инфраструк- туре [6], в рамках которой полимерная про- мышленность, в том числе в России, может добиться очень заметных результатов за счет использования этого элемента. Carbon: Opportunities, Not Just Dangers James Woudhuysen Today theworldshoulddefinitely reconsider its approaches to innovation and to problems with carbon emissions. After all, the chemistry of carbon and its derivatives is not nearly as well understood as it could be. For the world economy and for the planet’s scientists and technologists, putting carbon towork in a New Carbon Infrastructure, using high-tech means to recycle the chemical on a large scale, will be a key task for the 21st century. Литература 1. http://amzn.to/1gQK1zN. 2. http://bit.ly/1mzDKqd. 3. http://bit.ly/1hjrkW5. 4. http://youtu.be/Hdpf- MQM9vY. 5. http://bit.ly/1yIEhwk. 6. Woudhuysen J., Kaplinsky J. Energise! A future for energy innovation. Beautiful Books, 2009. 7. http://bit.ly/1uopHFL. 8. http://bit.ly/1r9NglO. 9. http://bit.ly/1vzE00Z. 10. http://bit.ly/1vzNwRN. 11. http://bit.ly/1uScd8U. 12. http://bit.ly/1tchBAS. 13. http://bit.ly/1uPnyby. 14. http://bit.ly/1y097RA. 15. http://bit.ly/1zNanYA. 16. http://bit.ly/154ng6K. 17. http://bit.ly/1BZ6pkD. 18. http://bit.ly/1AB51mu. 32 Рисунок 6. Демонстрационные установки Joule Unlimited в городе Хоббс, США Фото Joule Unlimited Inc w w w . p l a s t i c s . r u
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODIwMTI=