Plastics_12_1_2015

ТЕХНОЛОГИИ П Л А С Т И К С № 1 2 / I ( 1 5 2 ) 2 0 1 5 w w w . p l a s t i c s . r u 68 шого количества грузов, перевозки людей, в том числе общественным транспортом. Все большая доля дорог строится с применением асфальтобетонного покрытия — сейчас этот показатель превышает 85%. Дорожный «пирог» Современная стратегия организации до- рожного полотна предусматривает использо- вание разных видов полимерных материалов и комплектующих, которые можно сгруппи- ровать таким образом: — ПБВ (полимернобитумное вяжущее для щебеночно-мастичных асфальтобетон- ных смесей); — полимер-модифицированный битум; — геотекстильные материалы; — геосетка; — георешетка; — пенополистирол; — композитная арматура; — дорожная разметка; — стабилизаторы грунта; — полимерные изделия для инфраструк- туры дорог (освещение, отбойники, разде- лители и другие). Основным компонентом асфальтобетона является нефтяной битум— самый дешевый и наиболее универсальный материал для применения в качестве вяжущего при стро- ительстве дорожных покрытий. Почти 90% производимых товарных битумов находит применение именно в дорожном строитель- стве. Однако в современных условиях экс- плуатации дорог, когда транспортный поток чрезвычайно активен, да еще и растет год от года, привычный битум демонстрирует не- достатки, проявление которых обусловле- но именно значительной нагрузкой на до- рожное полотно. Поэтому качество битума повышают с помощью модифицирующих добавок на основе термопластов, этилен- винилацетатов, бутадиен-стирольных тер- моэластопластов. ПБВ значительно больше способно к восстановлению при нагрузках, а значит, выше стойкость к деформации. Полимеры в дорожном строительстве на- чали применять в Германии иФранции еще в середине 70-х годов прошлого века, поэтому сейчас уже можно сделать выводы об их дол- госрочной эффективности. За прошедшие 20 лет расходы на эксплуатацию дорог США за счет использования полимерных модифи- каторов снизились на 10-20%. Добавление ПБВ в асфальт в близкой нам по климату Канаде позволило увеличить долю дорог, находящихся в хорошем состоянии, с 40 до 75%. А в Китае еще лет 10 назад применение полимернобитумных вяжущих материалов сделали обязательным при строительстве высокоскоростных трасс. Справедливости ради следует заметить, что, по мнению экспертов РосдорНИИ, не всегда качество полимернобитумного связу- ющего отвечает требуемому уровнюкомплек- са физико-химических и эксплуатационных свойств, особенно в отношении параметра «старение». А полимер-модифицированный битум более устойчив к старению по сравне- нию с обычным битумом. В зависимости от глубины расположе- ния слоя дорожного «пирога» используют- ся разные полимерные материалы. Если в верхнем слое покрытия дорог применяется полимер-модифицированный битум, то для более глубоких слоев (основания, откосы, насыпи, дренажи) применяются другие со- временные материалы— геосинтетические, на которые возложена функция армирова- ния, разделения и дренирования 1 . В зависи- мости от вида геосинтетического материала и его функции он может быть изготовлен из полиэфира, полиамида, полипропилена, по- лиэтилена или из другого полимера, какой посчитает нужным разработчик и эксплуа- тант геосинтетического материала. Пенополистирол за счет своей бионей- тральности, легкости и прочности хорошо показал себя в районах с так называемым слабым грунтом, на неустойчивых склонах, на болотистых территориях, в условиях веч- ной мерзлоты и в районах сейсмической неустойчивости. В некоторых случаях добав- ление пенополистирола под бетонную плиту ограничивает распространение вибрации. Опыт применения полистирола в дорожном строительстве за рубежом превышает 40 лет, в то время как в нашей стране обычно го- ворят только об одном-двух случаях успеш- ного использования этого материала — при строительстве развязок в Санкт-Петербурге. В дорожном строительстве при устрой- стве земляного полотна, для армирования бетонных и асфальтобетонных покрытий автомобильных дорог, монтажного и кон- структивного крепежа георешеток на кону- сах путепроводов и малых мостов, на откосах насыпей, выемок, водоотводных канав и в других подобных случаях стали применять композитную арматуру (стеклопластиковую и базальтопластиковую). Дорожная разметка, наносимая с помо- щью термопластов и так называемых холод- ных пластиков, которые можно использовать 1 В мире выпускается более 400 видов геосинтетических материалов, в том числе геотекстили (нетканые и тканые), геосетки, георешетки, геомембраны, геокомпозитные материалы.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODIwMTI=