Plastics_12_1_2016

w w w . p l a s t i c s . r u 6 СЫРЬЕ И МАТЕРИАЛЫ П Л А С Т И К С № 1 2 / I ( 1 6 3 ) 2 0 1 6 Сырье и рынок Очевидно, что стоимость сырья для вы- пуска полиэтилена оказывает заметное влия- ние на цену полимера. Стоимостное соот- ношение «ПЭ/сырье для него» возрастает не только по мере стабилизации ситуации на российском рынке (с 4 до 6 при исполь- зовании ШФЛУ для выпуска ПЭВД), но и по мере роста эффективности переработки исходных компонентов (с 2 до 19 при при- менении нафта-ШФЛУ-этановой фракции для получения ПЭВД). Попытка жестко привязать цену сырья (например этана, по- ставляемого ПАО «Газпром») к рыночной стоимости полиэтилена, выпускаемого ПАО «Казаньоргсинтез», привела к тому, что сы- рье обошлось казанскому заводу в два с лиш- ним раза дороже, чем его продают на миро- вом рынке. Одна из причин в том, что цены на товары на рынке меняются не синхронно. Очень наглядно это можно продемонстри- ровать на примере стоимости полиэтилена при вхождении России в кризис в 2008 году: цены на ПЭ резко упали вслед за ценами на акции, нефть иШФЛУ, причем наШФЛУ— в 10 раз, а на ПЭ — в 2 раза. Заметим, что после аварий на заводах и кризиса в стране стоимость ПЭ стабильно растет. К максимальной докризисной цене сегмент шел пять лет, а после падения цен в кризис максимальная цена была достигнута всего за год. Однако нет худа на производ- стве полиэтилена без добра для него на рын- ке. По мере удорожания ПЭ разница между стоимостью различных марок увеличивает- ся, что говорит о росте требований рынка и конечного потребителя, предъявляемых к качеству товаров. При падении объемов производства во II полугодии 2009 года на 5% выручка за счет роста цен увеличилась на 15%. Потребление ПЭ в стране выросло на 2,3%, при этом за- траты переработчиков увеличились на 23%. Вывод очевиден: главным на рынке был не потребитель полиэтилена (классическая схема), а его производитель. Отклонение от стандартной рыночной ситуации наблюда- ется в РФ и на примере стоимостной дина- мики: в I полугодии разных лет (рис. 1) цены образовывали ступеньки лестницы, наклон которой был не в сторону рынка. Потребности рынка, безусловно, меня- ются: пластинки были заменены на диски, в связи с чем отпала необходимость упа- Факторы повышения эффективности производства полиэтилена можно разделить на внешние и внутренние. К группе внешних относятся доступность сырья, развитость рынка, уровень организации логистики. К группе внутренних — мощность, «возраст» и степень аварийности предприятия, марочный ассортимент и качество продукции. Нельзя в данном случае не учитывать и человеческий фактор. Экспертжурнала «Пластикс» анализирует каждый фактор и дает конкретные рекомендации, исходя из собственного опыта работы Валерий ВАСИЛЕНКО, к.т.н., независимый эксперт Повышение эффективности производств ПЭ

RkJQdWJsaXNoZXIy ODIwMTI=