Plastics_12_1_2018
w w w . p l a s t i c s . r u 48 ИЗДЕЛИЯ И ПОЛУФАБРИКАТЫ П Л А С Т И К С № 1 2 / I ( 1 8 5 ) 2 0 1 8 От эпатажа к реальности Полимерная одежда в начале своей исто- рии являлась либо средством эпатажа (чего стоят фотографии девушек в платьях из полимерной сетки, в том числе весьма ко- лоритной оранжевой строительной), либо предельно примитивными и утилитарны- ми предметами типа одноразового плаща- дождевика. Все же наибольшую ценность с точки зрения потребительских свойств демонстрируют, конечно, текстильные из- делия, изготовленные из синтетических во- локон, в числе которых безусловным лиде- ром считаются ПЭТ-волокна, ассортимент которых весьма разнообразен и позволяет выпускать удобную эстетичную одежу для любой погоды, любых видов деятельности, в том числе таких активных, как спорт. Кроме того, вторичныйПЭТ стал просто- таки счастливой находкой для тех дизай- неров, которые именуют себя eco-friendly. Кстати, принято считать, что знаменитые дизайнеры и дома моды если и обращают свое внимание на нетрадиционные мате- риалы, то преимущественно с целью эпати- ровать публику и дать повод для разговоров. Однако такой демарш иногда действительно становится отправной точкой для появления нового сегмента в фэшн-индустрии. Именно это произошло с вторичным полиэтиленте- рефталатом. Первая одежда, изготовленная из пере- работанных ПЭТ-бутылок, появилась на по- диумах 25 лет назад — в 1993 году. Компания Patagonia направила крупные инвестиции в исследования материалов и достигла успе- ха: одежда из вторичного ПЭТ появилась на полках магазинов. В конце 1990-х годов знаменитый моде- льер Пако Рабанн выразил точку зрения, со- гласно которой использование полимерных отходов станет одним из основных трендов создания модной одежды. Справедливо- сти ради нужно уточнить, что в тот период под использованием полимерных отходов в мире моды подразумевалось следующее: из использованных бутылок и обрывков плен- ки неким образом формировалось довольно футуристичное изделие, которое лишь напо- минало очертаниями те или иные предметы гардероба, но было абсолютно «неносибель- но». Тем не менее от фантастических творе- ний индустрия одежды довольно быстро перешла к практической стороне вопроса, увидев во вторичном полиэтилентерефта- лате дополнительный ресурс сырья для по- лучения текстильных материалов. С технологической точки зрения про- мышленность к тому времени уже была готова к действительно крупномасштабной вторичной переработке ПЭТ (мы говорим преимущественно о США и Западной Евро- пе). Дело оставалось за малым: необходимо было преодолеть некое моральное препят- ствие со стороны творцов моды, поскольку до того времени новую одежду всегда шили из «свежих» текстильных материалов, и изготовление платьев, рубашек и брюк из побывавшего в употреблении материала воспринималось как нонсенс. Необходимо было изменить эту точку зрения, осознать, что волокна из вторичного ПЭТ вовсе не «бэушный» материал, а такой же качествен- ный, гигиенически чистый, технологически пригодный к переработке, как и первичное волокно из полиэтилентерефталата. Появившись в начале 1940-х годов, когда Великобритания зарегистрировала первые патенты на новый высокомолекулярный продукт, получивший название «ПЭТ», данный полимер неоднократно становился объектом как оптимистического восторга, так и гонения. Довольно быстро получив признание и распространение как материал для волоконной и текстильной промышленности, полиэтилентерефталат временно ушел в «бутылочный» сегмент, однако сейчас мы наблюдаем его возвращение в отрасль производства волокон и текстиля, но уже в новом качестве — в виде вторичного материала, получаемого в результате переработки ПЭТ-бутылок Лиля ГУСЕВА, к.х.н., независимый эксперт Одежда из вторичного ПЭТ: лавинообразное развитие
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODIwMTI=