Plastics_12_2010
w w w . p l a s t i c s . r u 40 ТЕМА НОМЕРА /ПЛАСТИКИ: ВОЗМОЖНОСТИ ДИЗАЙНА П Л А С Т И К С № 1 2 ( 9 4 ) 2 0 1 0 чивая эффективный контакт при отсутствии скольжения. Для обеспечения безопасности в инте- рьере салона автомобиля в поле зрения во- дителя должны превалировать матовые по- верхности. Это связано с тем, что отблески от различных деталей интерьера не должны мешать, отвлекать или даже ослеплять во- дителя. Согласно требованиям, блеск этих компонентов не должен превышать 2,5 балла (при измерении под углом 60°). Блеск поверхности оценивается опти- ческими методами, например, с помощью прибора блескомера. В дизайне автомобиля используются как глянцевые, так и матовые поверхности, в зависимости от расположе- ния и функции детали. Регулировать уровень блеска полимерных изделий можно с помощью рецептурных и технологических параметров. Наиболь- шее влияние на уровень блеска оказывают технологические параметры переработки и текстурирование поверхности. На рисунке 1 представлено влияние типа поверхности на уровень ее блеска (измерено под углом 60°). Поверхностные дефекты Ухудшение внешнего вида изделий из ПКМмогут вызывать дефекты поверхности, такие как «акулья шкура», «тигровые поло- сы», гало, следы течения расплава. Наиболее распространеныдефекты в виде чередующихся светлых и темных полос, или «тигровые полосы». Особенные проблемы они создают при выпуске деталей интерьера и экстерьера автомобиля—даже при окраске поверхностей дефекты не всегда удается за- маскировать. Появление «тигровых полос» отмечено при литье как чистых полимеров, так и их смесей, а также полимеров, модифициро- ванных каучуками, и композиционных ма- териалов с минеральными наполнителями. Но существуют пластики, у которых подоб- ные дефекты не встречаются — например, полистирол [1]. Чтобы минимизировать дефекты в изде- лиях, необходимо еще на стадии разработки материала использовать метод оценки ка- чества поверхности на литьевых образцах. Изучению поверхностных дефектов непо- средственно на литьевых образцах посвя- щено немало работ [2, 3, 4]. Специалисты отмечают, что дефекты трудно воспроизво- дятся на небольших образцах правильной формы, в полной же мере они проявляются при литье большеразмерных изделий слож- ной конфигурации. В нашем случае это осо- бенно актуально, поскольку в интерьере и экстерьере автомобиля много крупногаба- ритных деталей (панель приборов, бампер), на которых особенно четко проявляются дефекты такого рода. Лучше всего качество поверхности мате- риала оценивать на образце в виде спирали. В этом случае общая длина течения расплава составляет около 50 см, что позволяет про- явиться дефектам в виде светлых и темных полос, если это присуще данному материа- лу. Причем по удаленности полос от литника можно оценить, насколько сильно «тигровые полосы» проявятся в изделии. На рисунке 2 представлен поверхностный дефект «тигро- вые полосы» на готовом изделии и образце в виде спирали из полипропиленовой талько- наполненной композиции. Некоторые исследователи связывают воз- никновение «тигровых полос» с поведением расплава при экструзии и литье и полагают, что изучение реологии расплава поможет объ- яснить механизм появления данного дефекта и обозначить пути его устранения [5, 6]. Одной из причин образования таких де- фектов многие специалисты считают меха- низм прилипания-скольжения. При сколь- Рисунок 2. Дефект «тигровые полосы» А — на готовом изделии; Б — на образце в виде спирали из тальконаполненной ПП-композиции А Б А — ПКМ стандартного состава; Б — ПКМ с повышенной стойкостью к царапанью А Б Рисунок 3. Поверхность образцов ПКМ после тестирования на устойчивость к царапанью
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODIwMTI=