Plastics_12_2010
ТЕМА НОМЕРА /ПЛАСТИКИ: ВОЗМОЖНОСТИ ДИЗАЙНА П Л А С Т И К С № 1 2 ( 9 4 ) 2 0 1 0 основе ПП можно получить композицион- ные материалы с отличной комбинацией механических и технологических свойств при небольшом весе и низкой цене. Однако ПКМ на основе полипропилена, в отличие от инженерных пластиков, являются более мягкими материалами. При контакте поверхности изделий с до- статочно твердыми предметами (такими, к примеру, как ноготь человека) могут воз- никать хорошо заметные белые полосы, что ухудшает внешний вид изделия. В связи с этим на стадии разработки ПКМ необходи- мо учитывать такое свойство материала, как стойкость к царапанью, чтобы предсказать появление подобных дефектов на поверх- ности изделия. В автомобильной промышленности ис- пользуются два основных метода оценки стойкости к царапанью: европейский и американский. Сущность этих методов за- ключается в том, что на поверхность образца стандартизированным индентором с опреде- ленной скоростью и при заданной нагрузке наносят дефекты в виде царапин. В европей- ской автомобильной промышленности для оценки стойкости к царапанью используют приборфирмыErichsen и определяют данный параметр по изменениюцветовых характери- стик, а именно изменению светлоты dL* до и после нанесения решетки царапин при задан- ной нагрузке. В американском автопроме ис- пользуют прибор «пять пальцев» (Fiver-Finger scratch tester) и измеряют нагрузку, при кото- рой происходит видимое побеление в области дефекта, нанесенного индентором. На величину стойкости к царапанью ПКМ на основе ПП влияет тип полипропи- лена, содержание эластичной фазы (каучука или термопластичного олефина), наполни- теля и текстура поверхности. Повысить стой- кость к царапанью ПКМможно с помощью специальных добавок. На рисунке 3 представлены образцы ком- позиции стандартного состава и с повышен- ной стойкостью к царапанью. Также стойкость к царапанью материа- ла зависит от текстуры его поверхности. На рисунке 4 показана поверхность образцов с мелкой и крупной текстурой. Образец с крупной текстурой характеризуется более низким значением стойкости к царапанью (оценивалось по изменению светлоты dL*) в отличие от образца с более мелкой тексту- рой. При разработке ПКМ эту особенность необходимо обязательно учитывать. Plastics in automotive design Yuliya Azarova, Evgeniya Shchupak, Andrey Pankrashkin Polymer composite materials are widely applied in automotive industry due to not only their physical and mechanical but also decorative properties. Developing of plastics applied in automotive design is a complex technical issue as it is necessary to take into account own material character- istics, its molding properties, capabilities of dyeing and providing product with high- quality surface as well as avoiding surface defects. Литература 1. Rielly F.G., Price W.L. Plastic flow in injection molds // SPE Journal. — 1961. — Р. 1097-1101. 2. Hobbs S.Y. The development of flow instabilities during the injection molding of multicomponent resins // Polymer Engineering andScience. —1996. —Vol. 36. —May. — P. 1489-1494. 3. Hamada H., Tsunasawa H. Correlation between Flow Mark and Internal Structure of Thin PC/ABS Blend Injection Moldings // Journal of Applied Polymer Science. — 1996 — Vol. 60. —№3. — P. 353-362. 4. Charmeau J.V., Tixier M., Roux D. Defauts d'aspect des pieces moulees par injection: Exemple de l'influence de la surface du moule sur les defauts de vagues = Flowmarks in injection molding of polypropylene: Influence of processing conditions, mold's surgace and formation in foutain flow // Materiaux&Techniques. —2000. —Vol. 88. —Desember (Num. Hors Se). — P. 39-43. 5. Kalika D.S., Denn M.M. Wall slip and extrudate distortion in linear low density polyethylene // Journal of Reology. — 1987. — Vol. 31. —№8. — P. 815-834. 6. Fujiyama M., Inata H. Melt fracture behavior of polypropylene-type resins with narrow molecular weight distribution. I. Temperature dependence // Journal of Applied Polymer Science. — 2002. — Vol. 84. — P. 2111-2119. 7. Heuzey M.-C., Dealy J.M., Gao D.M., Garcia-Rejon A. Occurence of Flow Marks During Injection Loding of Linear Polyethylene // Society of Plastics Engineers. 55th SPE Annual Technical Conference. — 1997. — Vol. 43. — P. 532-537. 2,5 2 1,5 1 0,5 0 Мелкая текстура Крупная текстура Изменение светлоты, dL* А — образцы после испытания (нагрузка на индентор 10Н); Б — изменение светлоты (dL*) поверхности образцов после испытания А Б Мелкая текстура Крупная текстура Рисунок 4. Влияние типа текстуры поверхности на стойкость к царапанью тальконаполненного ПП w w w . p l a s t i c s . r u 42
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODIwMTI=