Plastics_12_2011

w w w . p l a s t i c s . r u 132 ИЗДЕЛИЯ И ПОЛУФАБРИКАТЫ П Л А С Т И К С № 1 2 ( 1 0 6 ) 2 0 1 1 С 1 июля 2012 года вступает в действие новый ГОСТ Р 51760-2011 «Тара потребительская полимерная. Общие технические условия», в котором учтены реальные потребности современного рынка полимерной потребительской тары. В статье экспертов журнала «Пластикс», непосредственно принимавших участие в разработке этого документа, рассматриваются принципиальные отличия нового стандарта от прежнего и приводятся результаты испытаний тарных изделий из различных полимерных материалов Новому времени — новый стандарт Рынок полимерной потребительской тары в России начал формироваться в 90-е годы прошлого века. Тогда в магазинах не выдава- ли пластиковых пакетов, молоко продавалось в стеклянных бутылках, а колбасу и мясо за- ворачивали в серо-коричневую бумагу. Тогда же стали открываться первые универсальные магазины с импортными товарами в красоч- ной упаковке, появился первый российский кетчуп «Балтимор» в пластиковой бутылке. Зарождался новый сегмент промышленно- го производства, который начинал выпускать новый типпродукции, и в концеХХвека была подготовлена, выпущена и принята техниче- ская нормативная документация, регламенти- рующаятребованиякновому типуупаковки,— ГОСТ Р 51760-2001 «Тара потребительская полимерная. Общие технические условия». Требования стандарта распространялись на выпускаемую тогда, в прошлом веке, поли- мерную потребительскую тару. Конструкция изделийопределялась возможностяминеболь- шого ассортимента полимерных материалов и далекогоот совершенства оборудования дляих переработки, поэтому изделия были достаточ- но тяжелыми, грубыми, непрозрачными. В период действия стандарта — более де- сяти лет — рынок полимерной потребитель- ской упаковки активно развивался. За это время появилось новое поколение полимер- ных материалов, были внедрены новые тех- нологии производства пластиковых изделий. Упаковка изменилась принципиально: стала легкой, привлекательной, эргономичной, разнообразной, достаточно безопасной. Тенденции развития рынка упаковки диктуются, как ни высокопарно это звучит, интересами всего человечества. Необходи- мость уменьшения количества отходов тре- бует снижения веса упаковки, энергозатрат на ее производство. При этом упаковка должна оставаться функциональной, привлекатель- ной и недорогой. Полимерная тара, применяемая в России, по своим свойствам аналогична используе- мой на мировом рынке. Потребители давно привыкли к легкимПЭТ-бутылкам для гази- рованных напитков, молока и воды, к сме- тане и йогурту в пластиковых стаканчиках, появился выбор приобретения продукции в той или иной упаковке. Изменилось не только назначение пластиковой упаковки — принципиально другими стали ее свойства. Требования же действующего стандарта к полимерной потребительской таре остались прежними, и если бы производители про- должали им следовать, то пластиковые ве- дра весили бы в два раза больше, чем сейчас, флаконы для шампуней — в три раза, а кон- тейнеры для салатов и кондитерских изделий вообще не имели бы права на существование. Возникло противоречие, которое предстояло решить при пересмотре ГОСТ Р 51760-2001. Светлана КИЛЕССО, начальник сектора упаковки ФГУП «ВНИЦСМВ», Ольга КОВАЛЕНКО, главный технолог по развитию ЗАО «Мир Упаковки» Новый ГОСТ для полимерной тары

RkJQdWJsaXNoZXIy ODIwMTI=