Plastics_12_2011

ТЕМА НОМЕРА /ПОЛИМЕРНЫЕ РЕСУРСЫ РОССИИ П Л А С Т И К С № 1 2 ( 1 0 6 ) 2 0 1 1 38 ничения выделения углево- дородов касаются не только топливных баков и труб, но и всего автомобиля. Скорее всего, эти ограничения будут принятывЕвропе в 2014 году. Новые допустимые нормы сделают выборматериала для топливных баков ключевым фактором их производства и совершенствования. В настоящее время суще- ствуют различные методы предотвращения или ми- нимизации нежелательной проницаемости топливных баков. Одним из них явля- ется защита бака изнутри фторидом. Накачанный до предельного давления то- пливный резервуар промы- вается фторидом, который создает защитный слой вну- три бака, таким образом со- кращая выделение углеводо- родов. Однако этот метод не только добавляет дополни- тельный этап в процесс про- изводства, но и является до- рогостоящим и требующим специального оборудования и дополнительных средств для обеспечения безопасно- сти и защиты окружающей среды, так как фторид пред- ставляет собой агрессивное химическое вещество. Кро- ме того, абразивное действие топлива, движущегося в баке, не гарантирует того, что слой фторида будет со- храняться в течение длитель- ного времени. Новым способом совер- шенствования материалов топливных баков является применение смеси ПЭНД и полиамида, которые до- бавляются в экструдер в виде гранул и смешиваются механическим путем. Такая смесь может снизить уро- вень проницаемости благо- даря низкой проницаемости полиамида. Однако эти два пластика плохо совмещают- ся, поэтому смесь является хрупкой и может не выдер- жать испытания на удар. Еще одним вариантом являются герметичные многослойные контейне- ры, производимые методом соэкструзии из различных пластиков. Барьер для про- никновения топлива в таких соэкструдированных систе- мах обычно обеспечивается полярнымслоемсополимера этиленвинилового спирта. Недостатком этих структур является их дороговизна. Новый полиамид-6, не- давно запущенный в про- и з в о д с т в о конц е рном LANXESS под торговой мар- кой Durethan ® TP 142-011, разработан для решения сложнейших задач будущего. Этот ударостойкий модифи- цированный материал, кото- рыйможет перерабатываться методом выдувного формо- вания, образует отличный барьер для разных видов бен- зинного топлива и является наиболее рентабельным для многих применений. При испытании на про- ницаемос т ь Du r e t han ® TP 142-011 демонстриру- ет уровень намного ниже установленного EPA для проницаемости топлива. Принимая во внимание тот факт, что Общество ав- томобильных инженеров (SAE) в США устанавли- вает в SAE J1241 строгие рекомендации касательно устойчивости топливных баков к ударам, разработ- чики нового полиамида-6 также позаботились о его превосходной ударопроч- ности. Требуемое испыта- ние методом падающего шарика при температурах в диапазоне от -20°C до 60°C под различными углами не вызвало просачивания. Вязкий по своей природе полиамид характеризуется высокой прочностью рас- плава. Огромные экстру- дированные преформы не растягиваются под воздей- ствием собственного веса, благодаря чему возможно выдувное формование ба- ков еще больших размеров. Преимуществом нового ПА-6 по сравнению с алю- минием и сталью является свойственная термопла- стам гибкость, что позволя- ет выпускать баки сложных геометрических форм. Для производства топливных баков из этого материала, в отличие от стальных, не требуется дорогостоящее переформование, прессо- вание, сварка и запаивание. Высокая интегрирующая способность этого пластика также позволяет экономить средства: зажимы и фланцы могут быть добавлены пря- мо в процессе производства бака. Производственные отходы легко перерабатыва- ются повторно и вводятся в производственный процесс вместе с новым материалом, при этом не оказывая влия- ния на качество конечного продукта. Durethan ® TP 142-011 был разработан с учетом возрас- тающего интереса к биото- пливу: этот не содержащий пластификаторов полимер подходит для биотоплива со стандартным содержанием этанола. Результаты тестов подтверждают, что баки из этого материала могут быть использованы с бензином Е85, содержащим до 85 про- центов этанола. В отличие от алюминия, полиамид выдер- живает воздействие продук- тов с высоким содержанием этанола. Новый полиамид также является хорошей альтер- нативой реактопластам — зачастую наилучшему мате- риалу для топливных баков моторных лодок. Полимер- ная матрица Durethan ® TP 142-011, в отличие от реак- топластов, не разрушается при контакте со спиртами. Благодаря новому ПА-6 остались в прошлом осажде- ния в приемных клапанах и последующее повреждение двигателя, а также другие описанные выше проблемы, возникающие при использо- вании традиционных мате- риалов. New PA-6 for fuel tanks MaikSchulte, Guenter Margraf Lanxess lunched into production its new polyamide-6 under theDurethan ® TP142-011 trademarkdesigned for fuel tanksman- ufacturing.Thenon-reinforced impact resistantmaterial generates strong barrier to various kind of petrol fuels and can be easily pro- cessed with blowmolding technique. The advantages of the new PA-6 compared to aluminumand steel include typical for thermo- plastics flexibility, allowing tomanufacture tanks of sophisticated geometry with no need for pressing, welding and soldering. Опытный участок на заводе LANXESS для проведения вибрационных испытаний материалов для автопрома w w w . p l a s t i c s . r u

RkJQdWJsaXNoZXIy ODIwMTI=