Plastics_12_2012

ТЕХНОЛОГИИ П Л А С Т И К С № 1 2 ( 1 1 8 ) 2 0 1 2 w w w . p l a s t i c s . r u 144 этапа: первичный выдув при более низком давле- нии и основной выдув при максимальном давлении (до 25 атм.). На последней стадии от- крываются резьбовые полу- матрицы, которые держат преформу/банку за горлыш- ко во время всего цикла из- готовления, и готовые банки падают или на конвейер, или в транспортную тару. Одним из лидеров в обла- сти выпуска одностадийных машин является японская фирма Nissei ASB, которая 20 лет назад разработала этот метод, нашедший широкое применение в области про- изводства ПЭТ-тары. Специальные технологии выдува Как и в других технологи- ях изготовления изделий из пластмасс, в экструзионно- выдувном формовании су- ществуют методы производ- ства за один цикл изделий, состоящих из нескольких полимерных материалов. Такие методы называют соэкструзионными, и при- меняются они для выпуска многослойных выдувных емкостей. Принцип выдувной соэк- струзии основан на том, что для переработки каждого из материалов, составляющих стенку изделия, предусмо- трен отдельный экструдер. Каждый из экструдеров пе- редает гомогенизированный расплав в специально отве- денную под этот слой точку на многослойной экструзи- онной головке. В экструзионной голов- ке, которая является наибо- лее технологически сложной частью соэкструзионно- выдувной машины, по- ток каждого из материалов растекается в форму рука- ва, а затем объединяется с другими слоями, и в итоге из головки выходит много- слойная трубчатая заготов- ка в эластичном состоя- нии, готовая для смыкания и выдува. Для каждого из материалов, образующих слои, существует индивиду- альная конфигурация экс- трузионного узла выдувной машины. В частности, для переработки полиамида и полиэтилена нужны разные профили шнека и темпера- турные режимы. Вот несколько конкрет- ных методов применения со- экструзионных технологий в экструзионно-выдувном формовании: — двухслойное изделие с наружным слоем из первич- ного материала и внутрен- ним — из вторички. При этом возможно применение дорогостоящих красителей и добавок только во внешнем слое, внутренний же может состоять из неокрашенного вторичного материала, сме- си отходов; — трехслойная упаковка, имеющая во внешнем и вну- треннем слоях совершенно разные, подчас не совмести- мые друг с другом полиме- ры (например, полиолефин и полиамид), соединяемые средним слоем адгезива. В случае применения этих же материалов в обратной последовательности (на- пример, полиамид, адгезив, полиэтилен или полипро- пилен) можно получить из- делия с износостойкой по- верхностью; — изделия, содержащие от 4 до 6 слоев, в которые, кроме вышеупомянутых, могут входить слои барьер- ного материала — сополи- мера этилена и винилового спирта. Кроме оптимизации при- менения вторичного сы- рья, улучшения внешнего вида изделий, удешевления производства и экономии сырья, многослойные ем- кости для пищевых про- дуктов делают возможным значительное увеличение срока годности продуктов и одновременно позволяют избавляться от консерван- тов, делая продукты более натуральными. В частности, в шестислойной бутылке на основе полипропилена и со- полимера этилена и винило- вого спирта можно хранить сок в течение года, при этом имеется возможность горя- чего розлива. Соэкструзионно-выдув- ное формование является единственным способом изготовления многослой- ных бутылок с запаянным верхом для асептического розлива; натуральную мо- лочную продукцию в таких бутылках можно хранить не- сколько месяцев. Развитие многослойных выдувных технологий в Рос- сии находится в самой на- чальной стадии, в настоящее время существует лишь не- сколько фирм, обладающих соэкструзионно-выдувным оборудованием. Другой инновацией в области выдувного фор- мования можно назвать трехмерную технологию, которая очень хорошо под- ходит для выпуска длинных и имеющих извилины из- делий. Этим методом изго- тавливают автомобильные воздуховоды для системы вентиляции и кондицио- нирования, патрубки для охлаждающей жидкости, каналы турбонагнетателя, воздуховоды для дизельных двигателей с турбонаддувом и топливозаправочные тру- бы, а также трубы для подачи масла — в особенности для таких трудноперерабаты- ваемых стойких к высоким температурам пластиков, как модифицированный ПА, полифениленсульфид, полиэфирэфиркетон. Турбовоздуходувки осу- ществляют сжатие воздуха и

RkJQdWJsaXNoZXIy ODIwMTI=