Plastics_12_2023

П Л А С Т И К С № 1 2 ( 2 4 0 ) 2 0 2 3 w w w . p l a s t i c s . r u 32 БИЗНЕС-ПРАКТИКА ричного сырья, полученного из отходов от использования товаров, для производ- ства новой продукции. Таким образом, законодатель дает возможность произ- водителю в рамках РОП закрывать свои обязанности по утилизации за счет изго- товления продукции из вторичного сырья. Во-вторых, вводится понижающий ко- эффициент (регулирующий это положе- ние нормативный акт пока еще находится в разработке), который гарантирует, что в случае использования вторсырья для выпуска новой продукции размер эко- сбора будет ниже. В-третьих (и это чуть ли не самое важ- ное), появится новая формула расчета экосбора. Ставка экосбора будет, по за- думке государства, настолько высокой, насколько это возможно для стимулиро- вания перехода бизнеса к реальной ути- лизации. Иными словами, экономически нецелесообразно будет платить экосбор, так как стоимость процесса утилизации будет значительно ниже. Кстати, если раньше экосбор собирался нерегулярно в связи с низким уровнем администриро- вания, то теперь производитель/импор- тер товаров может впервые столкнуться с серьезными штрафами в соответствии со статьей 8.5.1. КоАП РФ. Таким образом, в зависимости от технологической возможности произво- дитель изделий из пластмасс, который является субъектом РОП (стоит отметить пункт 6 статьи 24.2 закона о РОП, в со- ответствии с которой производитель то- вара, упаковывающий произведенный им товар, в том числе путем нагревания, вытягивания и деления на части упаков- ки, не обязан обеспечивать утилизацию отходов от использования указанной упаковки, за исключением случаев, если указанная упаковка произведена данным производителем товара), может настроить свое производство (а также учет вторичных ресурсов) таким обра- зом, чтобы полностью и закрывать свои обязанности в отношении РОП и даже иметь возможность перевыполнять уста- новленный объем. При перевыполнении объема утилизации по РОП «излишки» можно будет продавать или же полу- чать компенсацию части затрат в соот- ветствии с постановлением №467 Пра- вительства РФ от 25 марта 2022 года «О порядке и условиях предоставления средств поступившего в федеральный бюджет экологического сбора». Нужно учитывать, что экологический сбор — это неналоговый платеж, имеющий целевой характер, и если обозначенные суммы начнут поступать в бюджет, то далее бу- дут распределены по схеме, изложенной в указанном выше постановлении. Производителю изделий из пластмасс сегодня важно определиться, является ли он субъектом РОП с учетом приведенных норм, а также согласно пункту 9 статьи 24.2 закона о РОП, в соответствии с кото- рым «производители/импортеры товаров не обязаны обеспечивать утилизацию от- ходов от использования товаров в отно- шении товаров, используемых в качестве сырья, материалов, запасных частей, ком- плектующих при производстве товаров, включенных в перечень, предусмотренный пунктом 5 настоящей статьи». Безусловно, можно предположить, что фраза из закона о РОП о том, что «производитель товара, упаковыва- ющий произведенный им товар, в том числе путем нагревания, вытягивания, деления на части упаковки, не обязан обеспечивать утилизацию отходов от использования указанной упаковки, за исключением случаев, если указанная упаковка произведена данным произво- дителем товара» может привести к по- явлению волны судебных споров о том, на ком лежит обязанность по выполне- нию РОП с 2024 года. Однако новая судебная практика тоже станет частью администрирования. Если учесть все нюансы предлагаемой схемы РОП и смириться с мыслью о вне- дрении цифрового администрирования (по аналогии с налоговым администри- рованием), то переработке пластмасс можно если не обеспечить получение дополнительной прибыли, то хотя бы га- рантировать возможность сокращения грядущих транзакционных издержек.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODIwMTI=