Plastics_12_2024
П Л А С Т И К С № 1 2 ( 2 5 1 ) 2 0 2 4 w w w . p l a s t i c s . r u 20 СПЕЦТЕМА/ ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ 125 тыс. т в год, при этом в потребле- нии полимерных медицинских изделий в стране 96% приходится на пять сегмен- тов: перчатки, одежда и нетканые мате- риалы, шприцы, лабораторные изделия, системы инфузионной и трансфузионной терапии, из которых 79% были импорти- рованы из Китая и Европы. По оценкам НИУ ВШЭ, в России вы- пускается менее трети необходимых для медицинской отрасли марок полимеров. В частности, для обеспечения потребно- стей в одноразовых шприцах к 2028 году их производство нужно увеличить прак- тически в 3 раза, что потребует замеще- ния импорта до 7,5 тыс. т полимеров в год. Однако, как отмечают в компании «СИБУР», крупнейшие предприятия по выпуску шприцев работают не более чем на 30% своей мощности, объясняя сохраняющуюся традицию закупки им- портных изделий их низкой ценой. До недавнего времени в России не было локальной специальной марки ПП для шприцев, отвечавшей современным требованиям качества и безопасности. Но сегодня, утверждают специалисты «СИБУРа», есть результаты замещения импорта одноразовых медицинских рас- ходных материалов по всей технологи- ческой цепочке, от выпуска специализи- рованных марок полимерного сырья до готовых изделий. Потенциал производ- ства новых специальных марок ПП, ПЭ, ПВХ, синтетических каучуков, латекса и ПС в фармацевтической и медицинской отраслях оценивается в 30-40 тыс. т в год. В то же время некоторые медицинские изделия при ввозе в Россию освобожда- ются от уплаты НДС. Поэтому для разви- тия локальных производств необходима поддержка государства и протекционист- ские меры. Автомобилестроение Эксперты ожидают 10-процентного (20-процентного — оптимистический прогноз) роста выпуска легковых авто- мобилей в 2024 году и здесь также на- мечается простор для локализации реше- ний. «СИБУР» отмечает, что в I полугодии текущего года продажи полимеров в этом сегменте выросли примерно на 30% относительно аналогичного периода 2023 года. Также компания начала про- изводить марку ПЭ для топливных баков машин и поликарбонат для автомобиль- ных фар. С «КАМАЗом» «СИБУР» обсуж- дает возможность создания полимерной композитной кабины для автомобиля. Крупная бытовая техника В сегменте крупной бытовой техни- ки (КБТ) доля импорта полимеров со- ставляет 50%. Причем в 2022 году по- требление пластмасс в этом сегменте сократилось на 26% за счет остановки заводов крупных европейских и корей- ских брендов. Их нишу начали занимать китайские и турецкие компании, а со стороны крупных ретейлеров активизи- ровались поставки импортной китайской техники под собственные торговые марки (СТМ). В 2023 году рынок вырос на 17%, в 2024 году рост составляет 6%. Росту локализации производства КБТ будет способствовать переход в 2024 году заводов Bosch и Ariston под контроль компании «Газпром бытовые системы», а также плановое возобновле- ние производства техники на заводе LG в городе Рузе. Сельское хозяйство Потенциал для замещения полимеров в сельском хозяйстве — около 200 тыс. т/год. Тот же «СИБУР» долго подбирал в сотрудничестве с агропроизводителями марку ПЭ для производства рукавов для хранения зерна, а вместе с партнерами- производителями жесткой упаковки вы- пустил марку для литья ящиков. Ограничивающим фактором для развития импортозамещения в сегменте сельского хозяйства эксперты считают сильную зависимость спроса от по- годных условий и урожайности. Так, по оценкам Минсельхоза РФ, заморозки в мае 2024 года в разных регионах России привели к гибели более 1 млн га посевов зерновых культур. С другой стороны, это стимул развивать решения для сохране- ния собранного урожая. Производство обуви На рынке обуви доля импортных ма- териалов превышает 70%. Рост рынка возможен за счет увеличения объемов производства специальной обуви для про- мышленных предприятий. Рынок граждан- ской обуви в России традиционно сильно зависел от импорта сырья из Китая (более двух третей рынка), объемы которого су- щественно не изменились, а сегмент пре- миальной итальянской обуви восстанав- ливается за счет параллельного импорта. Возможности импортозамещения здесь осложняются высоким уровнем контрафакта — не менее 25%, дефици- том кадров и ростом заработных плат по сравнению с Китаем. Также сдерживают развитие отрасли отсутствие в России производства искусственной кожи и тек- стиля для обуви, дефицит этиленвинил- ацетата (ЭВА) и отсутствие компонентов полиуретановых систем (ТПУ) для подошв. Детские игрушки и канцтовары Детские игрушки в основном продол- жают импортироваться. Нишу стали за- нимать китайские производители, прежде всего через маркетплейсы, а также парал- лельный импорт ушедших официально за- падных брендов, таких как Lego, Barbie. Перспективы импортозамещения игру- шек осложняются целым рядом факторов, а именно отсутствием сильных брендов, производства электронных компонентов, технологий изготовления некоторых ПВХ- изделий, в том числе на базе ПВХ-пленок, разнообразием ассортимента и дешевиз- ной китайской продукции. В секторе канцтоваров доля импор- та достигает 85%. Большие западные компании традиционно являлись круп- ными покупателями канцтоваров, и их уход оказал существенное влияние на этот рынок. По итогу 2024 года падение рынка канцтоваров составляет 15% в год. Этому также способствуют переход на электронный документооборот и со- кращение численности детей в России. Основной потенциал импортозамещения канцтоваров специалисты видят в пишу- щих принадлежностях (85%). Уровень локализации выпуска папок и систем хранения канцтоваров (лотки, подставки) сегодня достаточно высокий, и импорт не превышает 20%.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODIwMTI=