Plastics_12_2_2014

СПЕЦТЕМА /НАВСТРЕЧУ ВЫСТАВКЕ «ИНТЕРПЛАСТИКА-2015» П Л А С Т И К С № 1 2 / I I ( 1 4 1 ) 2 0 1 4 w w w . p l a s t i c s . r u 10 Итак, сначала — хороший, крепкий, четкий базис в виде исходных цифр: что и сколько мы производим сами, а что и сколь- ко мы импортируем. Во-вторых, необходимо выделить в объ- еме отечественного производства тот товар, который остается здесь, на внутреннем рын- ке, то есть за вычетом экспорта. Не секрет, что мы можем производить много, но не весь товар находит спрос на отечественном рынке или цена на экспортные поставки бывает значительно более привлекатель- ной, чем на внутреннем рынке. Именно так обстояли дела, когда из Томска на экспорт отправлялась большая часть произведенного полипропилена, в то время как внутренний рынок пополнялся за счет импортных поста- вок. В вопросе импортозамещения следует исходить не из соотношения «объем отече- ственного производства-объем импорта», а из соотношения «объем реализуемого на внутреннем рынке товара отечественно- го производства-объем импорта». Именно суммарный объем реализуемого внутри стра- ны товара (отечественного и импортного) определяет в конечном итоге размер рынка и его динамику. В-третьих, крайне важно сравнивать не просто динамику объема реализуемого на внутреннем рынке товара отечественного производства и объема импорта данного товара, а темп роста того и другого, а еще — темп роста потребления данного товара на внутреннем рынке. Дело в том, что рынок может расти быстро или медленно, а может вообще не расти и даже сокращаться. Вме- сте с размером рынка меняется потребление товара и собственного производства, и им- портного. Но внутри этого потребляемого объема тенденции динамики товаров отече- ственного и импортного производства тоже могут быть весьма разнообразны: 1) одинаковый рост потребления отече- ственной и импортной продукции; 2) одинаковый спад потребления отече- ственной и импортной продукции; 3) опережающий рост потребления им- портной продукции; 4) опережающий рост потребления отече- ственной продукции. О наличии процесса импортозамещения свидетельствует только четвертый случай. Важно также, чтобы рынок характеризовался ростом, так как устранение импортной про- дукции с внутреннего рынка в условиях его сокращения означает импортозамещение вовсе не как признак повышения суверенно- сти экономики, а как уход заинтересованных игроков с неперспективного рынка. Теперь мы можем дать более точное определение. Импортозамещение — это процесс опережающего роста потребления отечественной продукции на внутреннем рынке по сравнению с ростом потребления импортной продукции аналогичной товар- ной группы при условии роста объема вну- треннего рынка. О роли стимулов Поговорим теперь, что может стимули- ровать процесс импортозамещения в нашей сфере изделий из пластмасс в связи с выдви- нутым тезисом о необходимости импортоза- мещения в условиях санкций. Сразу следует сказать, что собственно сами по себе санк- ции не затрагивают ни нефтехимическую, ни полимерную промышленность. Санкции затрагивают отрасль, в которой полимерные изделия применяются —пищевую промыш- ленность. Хорошо известно, что большая часть изделий из полимеров представляет собой упаковку, в первую очередь для пищевой промышленности. Поэтому если отсутствие импорта пищевой продукции из хорошо из- вестных стран приведет к росту отечествен- ного производства, то, соответственно, вы- растет спрос на упаковку, а в условиях не слишком благожелательной политической обстановки велика вероятность, что зака- зы на изготовление упаковки разместят на отечественных предприятиях. Рост произ- водства пищевой промышленности должен будет сопровождаться расширением сель- скохозяйственного производства и маши- ностроения, преимущественно пищевого. И там, и там полимеры находят применение. Вообще говоря, мультипликативный эффект должен распространиться довольно активно и охватить самые разные отрасли, однако как это реализуется на практике — посмотрим, время покажет. В принципе, нам все должно сыграть на руку. Даже переход на новые платежные си- стемы. Представляете, сколько пластиковых карт надо будет снова выпустить? Сколько банкоматов установить? Сколько новых офисов обустроить и снабдить канцтовара- ми? Все не так плохо. Надо только правиль- но на все посмотреть. Импортозамещение VS эффективность И теперь еще немного об экономике. Практически всегда импорт товаров имеет экономические аргументы, причем весьма обоснованные. В первую очередь это нали- чие сырьевой базы производства. Например, отсутствие отечественного производства ма-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODIwMTI=