Plastics_12_2_2014

СПЕЦТЕМА /НАВСТРЕЧУ ВЫСТАВКЕ «ИНТЕРПЛАСТИКА-2015» П Л А С Т И К С № 1 2 / I I ( 1 4 1 ) 2 0 1 4 w w w . p l a s t i c s . r u 6 Неоднозначность термина Термин «импортозамещение» не так од- нозначен, как это кажется на первый взгляд. Обычно, говоря об импортозамещении, имеют в виду следующее: «Мы не будем за- купать за границей такой-то товар, а будем производить его сами». Между тем не все так просто. Основная цель импортозаме- щения — доминирование на собственном внутреннем рынке и обеспечение экономи- ческой безопасности страны. Под импортозамещением понимают про- цесс сокращения объема импорта определен- ного вида продукции и замещение ее потре- бления отечественными, однако не всегда аналогичными товарами. Чем заменяется вы- тесняемая импортная продукция, зависит от большого числа факторов. В самом простом варианте импортные изделия действительно заменяются аналогичными, но отечествен- ного производства. Примером этого может служить замена бутылочного ПЭТ импорт- ного производства на бутылочный ПЭТ, вы- пускаемый российскими предприятиями. Но импортные товары на внутреннем рынке могут замещаться и другими видами товаров, и это часто обусловлено исторически сложив- шимися традициями потребления, клима- тическими условиями, изменением уровня доходов населения и другими факторами, формирующими спрос на те или иные това- ры. Вот, например, стали полимерные пакеты замещаться бумажными — сыграл свою роль экологический фактор. Импортный линоле- ум, ранее весьма престижный, повсеместно вытесняется ламинатом, керамической плит- кой и паркетом. Порой импортозамещение происходит по причине сокращения или вообще пре- кращения производства ранее импортируе- мого товара. Например, импорт меламиновой посуды стал сокращаться (из-за ужесточения экологических требований), а отечественное производство посуды из полистирола стало расти. А иногда импортозамещение выража- ется в том, что импортный товар вообще утра- чивает потребительскую ценность и вслед- ствие отсутствия спроса просто перестает реализовываться на рынке страны. Примером тому могут служить импортные пластмассо- вые игрушки, переполненные пластификато- рами и технологическими добавками. Исходя из сказанного выше следует по- нимать, что фактически можно выделить несколько концепций импортозамещения, которые определенным образом классифи- цируются, и реализация программыдействий по импортозамещению не может быть пуще- на на самотек под наивным девизом «Заме- ним ихнее на нашенское», а должна иметь вполне четкое концептуальное видение. Естественное угасание спроса Все в этом мире меняется, и спрос тоже, поэтому вполне очевидно, что какая-то часть импорта довольно легко отсекаема в силу импортозамещения, основанного на естественном процессе угасания спроса на тот или иной товар вследствие технического прогресса и сдвигов в традициях и структуре потребления товаров. Назовем этот вариант развития событий «концепцией естествен- ного угасания спроса». Угасание спроса, как и его возникнове- ние, может быть обусловлено целым рядом причин, из которых основная — конкурен- ция, базирующаяся на техническом и техно- логическом прогрессе, следствием которого Российская полимерная промышленность выросла из импорта: СССР начал выпускать пластики позже других стран, то есть импортировал их в объеме 100% отечественного потребления, кроме того, практически все технологии производства пластмасс поставляются нам из-за рубежа. Эксперт журнала «Пластикс» предлагает не рассуждать о том, является импорт злом или большим злом, а анализировать, как развивается рынок, какие позиции отечественный производитель занимает на внутреннем рынке, каким образом удовлетворяется потребность отдельных граждан и всего государства в целом на те или иные товары, в том числе обеспечивающие независимость экономики страны, ее безопасность и рост благосостояния граждан Импортозамещение: выработка концепции Лиля ГУСЕВА, к.х.н., директор ООО «Группа информации и маркетинга»

RkJQdWJsaXNoZXIy ODIwMTI=