Plastics_12_2_2015
w w w . p l a s t i c s . r u 34 СПЕЦТЕМА/ НОВЫЕ ПОЛИМЕРНЫЕ ПРОИЗВОДСТВА П Л А С Т И К С № 1 2 / I I ( 1 5 2 ) 2 0 1 5 ратур (например, российский север). Основой панелей является нетканыйматериал из вторич- ного ПЭТ, содержащий легкоплавкие (16-36°С) парафины (от n-гексадеканов до n-эйкозанов) с удельной теплотой фазового перехода около 200 Дж/г. При высокой наружной температуре парафины (в расплавленном состоянии) пре- красно проводят тепло, и помещение нагрева- ется, при понижении наружной температуры парафины застывают (скатываясь в сферы вну- три нетканого материала), и панель становится прекрасным изолятором, сберегая тепло, полу- ченное ранее зданием [7]. Пищевой ПЭТ До 2019 года прогнозируется динамика мирового потребления ПЭТ пищевого на- значения (в основном для выдува бутылок) в районе 5% в год. Суммарное потребле- ние высокомолекулярного пищевого ПЭТ в 2016 году оценивается в 21,5 млн т/год [5]. Количество производимой в мире ПЭТ-тары превысило 400 млрд штук [8]. Особенно рост востребованности ПЭТ-бутылок ожидается в Юго-Восточной Азии, Индии и Китае. Доля ПЭТ-тары, которая заслуженно признана во всем мире самой современной, экологичной и абсолютно безопасной, постоянно растет, а стеклянной и алюминиевой — снижается. На рис. 2 приведена структура потребления в мире различных видов упаковки для напитков, где очевидна доминирующая позиция ПЭТ-тары. Минеральная вода, газированные напитки, квас, пиво, молочные продукты, растительное масло, соусы, уксус, косметические и парфю- мерные продукты, лекарства и БАДы, коньяк, виски — все это без каких-либо ограничений разливается в ПЭТ. Большие объемы вин, лике- ров, причем зачастую недешевых, разливают- ся в ПЭТ-бутылки в США, Италии, Франции, Чили. Это объясняется более дешевой логисти- кой и полным отсутствием потерь от боя тары. Отмечается рост расфасовки в ПЭТ-тару олив- кового масла. Более дешевые сорта (например, подсолнечное) сегодня практически полностью разливаются в ПЭТ. Можно отметить значительный рост роз- лива в ПЭТ пива (даже в Чехии и Австрии, в Болгарии — до 60%, в Белоруссии — 80%) и крепких алкогольных напитков (прежде всего в Северной Америке, Европе, Азии). Широкое распространение получили пивные кеги изПЭТ взамен алюминиевых. Все чаще ПЭТ применя- ется для упаковки молочных продуктов, соков, соусов, фармацевтических средств, косметики и бытовой химии. Даже кровь на анализ повсе- местно собирают в специальные контейнеры из полиэтилентерефталата. На рис. 3 приведена структура мирового потребления ПЭТ [4], в том числе пищевого. Наибольший рост потребления ПЭТ-тары в 2016 году ожидается в сегментах бутилирован- ной воды (5,7%) и непищевых продуктов (8%). Таким образом, даже краткий анализ убедитель- но свидетельствует, что в мире наблюдается по- стоянный рост производства как текстильного, так и пищевого ПЭТ. ПЭТ в России Выпуск текстильного ПЭТ в РФ мини- мален. Потребление полиэфирного шта- пельного волокна в нашей стране составляет около 180 тыс. т/год. При этом собственное производство составляет менее 70 тыс. т/год, а ПЭТ-волокно и нетканые материалы почти полностью получаются из собираемых отходов бутылочногоПЭТ. Импортируемое же в неболь- ших объемах штапельное волокно из Белорус- сии не соответствует современным требованиям ни по ассортименту, ни по качеству, а поставки из странЮго-ВосточнойАзии осложненылоги- стической и валютной составляющими. В связи с высоким курсом доллара проблемы с импор- том еще более усугубились. Технические полиэфирные нити произво- дятся только на ЗАО «Газпром химволокно» в городе Волжском, где из них изготавливают кордные ткани и геосетки. Завод достаточно мощный (до 12 тыс. т/год нитей), ассортимент продукции вполне современен. Выпуск поли- эфирных текстурированных нитей в основном для автомобильных и мебельных тканей (до 5 тыс. т/год) организован в ООО «Завидовский текстиль» (Тверская область). Однако для Рос- сии с ее традиционно сильной текстильной от- раслью этого очень мало. В этой связи вошедший в перечень приори- тетных проект по созданию в Иваново совре- менного комбината по выпуску полиэфирного штапельного волокна (175 тыс. т/год) и грану- лята текстильного назначения (до 30 тыс. т/год) может стать знаковым для развития российской ПЭТ Стекло Жесть Картон Прочие 22 11 41 16 Рисунок 2. Структура потребления в мире различных видов упаковки для напитков, % 10 Рисунок 3. Структура мирового потребления ПЭТ-упаковки, включая пищевую, млн т/год (источник — PCI) 80 70 60 50 40 30 20 10 0 2014 2015 2016 Газированные Вода Прочие Пищевые Непищевые Листовой Вторичный напитки напитки продукты продукты ПЭТ ПЭТ
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODIwMTI=