Plastics_12_2_2016
w w w . p l a s t i c s . r u 14 СПЕЦТЕМА/ ПОЛИМЕРНАЯ ИНДУСТРИЯ В РОССИИ И МИРЕ П Л А С Т И К С № 1 2 / I I ( 1 6 3 ) 2 0 1 6 Фея Инновация Законы и стратегии 20 лет назад в России был принят Феде- ральный закон «О науке и государственной научно-технической политике», который вполне четко обозначает, что он регулиру- ет отношения между субъектами научной и научно-технической деятельности, органа- ми государственной власти и потребителями научной и научно-технической продукции. Закон определяет, что научная деятель- ность — это деятельность, направленная на получение и применение новых знаний. Чет- вертая глава данного документа гласит о том, как должна формироваться и реализовывать- ся государственная научно-техническая по- литика, изложены ее основные цели и прин- ципы. Написано, в целом, внятно. По мере того как менялось наше общество, пред- ставления о тех или иных аспектах социума и экономики, в закон вносились поправки: за прошедшие два десятка лет было издано 37 дополнительных законов, из которых два последних были приняты не далее как 23 мая 2016 года. Поэтому он вполне соответствует текущему моменту и вместе с тем оставляет определенную свободу в творческой научной деятельности. Казалось бы, закон «О науке и государ- ственной научно-технической политике» вполне конкретно говорит: «Берите науку и пользуйтесь!». Мол, каждый, кому эта наука приглянулась, вне зависимости от его обра- зовательного профиля (и даже вне зависи- мости от его наличия) или без привязки к отраслевой принадлежности, может взять научно-технические достижения на воору- жение и смело идти в светлое будущее, оза- ренное дополнительными доходами от ин- новационной деятельности. Однако… В 2005 году Правительством РФ были утверждены «Основные направ- ления политики Российской Федерации в области развития инновационной системы на период до 2010 года». Потом, в 2006 году, межведомственной комиссией по научно- инновационной политике была утверждена «СтратегияразвитиянаукииинновацийвРос- сийской Федерации на период до 2015 года». Затем создали несколько федеральных целе- вых программ. И, наконец, в 2011 году в со- ответствии с Федеральным законом «О науке и государственной научно-технической по- литике» была принята «Стратегия иннова- ционного развития Российской Федерации на период до 2020 года», которая утверждена распоряжением Правительства РФ. Вроде бы понятно: где наука — там и инновации, и это хорошо. Но в последнем документе относительно смысла этой самой Стратегии записано буквально следующее: «Стратегия призвана ответить на стоящие перед Россией вызовы и угрозы в сфере ин- новационного развития, определить цели, приоритеты и инструменты государствен- ной инновационной политики». Повторюсь: «Ответить на стоящие перед Россией вызовы и угрозы инновационного развития». Возни- кает естественный вопрос: инновационное развитие нам чем-то угрожает? Оно предъ- являет нам какие-то вызовы, на которые мы обязаны непременно должным образом от- ветить? Согласитесь, мы с вами как-то по- Наука — это почти всегда поиск, похожий на свободное блуждание, порой весьма хаотичное. А вот научно-технический прогресс имеет четко определенное направление, можно сказать, вектор. Видимо, для того чтобы этому вектору придать окончательную однозначность, в России принимаются разнообразные стратегии НТР, которые сменяют одна другую. Последние изменения в действующий уже 20 лет Закон РФ «О науке и государственной научно-технической политике» были внесены в мае 2016 года, а в силу они вступают с 1 января 2017 года. Эксперт журнала «Пластикс» предлагает разобраться, действительно ли все эти документы помогают процессу научно-технического развития. Полимерная отрасль глубоко интегрирована в современный социум, поэтому будет весьма полезным подняться над узкоотраслевыми вопросами и суметь увидеть проблемы и перспективы развития технологической инфраструктуры общества Лиля ГУСЕВА, к.х.н., директор ООО «Группа информации и маркетинга»
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODIwMTI=