Plastics_12_2_2017

w w w . p l a s t i c s . r u 14 СПЕЦТЕМА/ РЕЦИКЛИНГ ПЛАСТМАСС П Л А С Т И К С № 1 2 / I I ( 1 7 4 ) 2 0 1 7 Актуальность темы Почему именно пластмассы являются столь актуальным материалом для реци- клинга? Ответ достаточно прост. Во-первых, в природных условиях они плохо или вообще не разлагаются и, следовательно, больше всего нуждаются в переработке. Во-вторых, перерабатываются относительно легко, при- чем многие полимеры даже во вторичном виде не теряют своих свойств. В-третьих, собираемые объемы отходов пластмасс и широкий спектр применения вторички по- зволяют организовать масштабный, привле- кательный с точки зрения рентабельности бизнес (табл. 1). Доля пластиков в общем объеме твердых коммунальных отходов (ТКО) на сегодняш- ний день является одной из самых больших (рис. 1): по весу и объему пластмассы зани- мают второе место, а по стоимости—первое, поскольку они в несколько раз дороже стекла и макулатуры. Пластики в составе коммунальных от- ходов — это в основном использованная упаковка, затем пленка, на третьем месте — ПЭТ-бутылки. Однако выбираются и со- ртируются из общего объема прежде всего ПЭТ-бутылки, так как именно полиэтилен- терефталат легче всего идентифицировать (рис. 2). Тренды последних лет В настоящее время интерес к отрасли пе- реработки отходов в России растет, что обу- словлено несколькими факторами. Прежде всего изменения в ФЗ №89 «Об отходах производства и потребления» ввели в России понятие расширенной ответствен- ности производителя (далее РОП), что по- служило поводом для начала диалога между переработчиками и товаропроизводителями. Важно, чтобы последние понимали, какова настоящая цена маркетинга и красивой, но неперерабатываемой упаковки, очень быстро превращающейся в отходы, которые будут за- грязнять окружающую среду десятки и даже сотни лет. Несмотря на то, что введение РОП, с одной стороны, стимулирует предприни- мателей серьезнее относиться к теме пере- работки, с другой стороны, существует ла- зейка: выпуская сложно перерабатываемую упаковку (например с этикеткой из ПВХ), производитель может отчитаться об успеш- ной утилизации, собрав упаковку конкурен- тов, которые позаботились об экологично- сти своих изделий. Другим важнымфактором является то, что большинство компаний, образующих массу отходов, к настоящему времени научились их собирать и продавать. Лет 6-8 лет назад круп- ные торговые сети платили деньги за то, что- бы оставшуюся упаковку просто вывозили с мусором, а теперь налажен самостоятельный сбор и реализация коммерческих видов от- ходов. Самый яркий пример демонстрирует сеть супермаркетов «Магнит», которая орга- низовала крупнейшую на сегодня в России переработку собственных отходов пленки объемом до 1 тыс. т/мес., а компания «Но- Почему некоторые полимеры не могут быть подвергнуты рециклингу? С какими трудностями сталкиваются переработчики наиболее распространенных видов полимерных отходов? Насколько привлекателен данный бизнес в России и каковытипичные ошибки, приводящие компании из данного сегмента к банкротству? На эти и другие вопросы отвечает эксперт журнала «Пластикс», не понаслышке знающий о переработке отходов. Своим опытом делится руководитель группы компаний «ЭкоТехнологии», в состав которой входит Тверской завод вторичных полимеров, 12 лет успешно работающий на рынке рециклинга Константин РЗАЕВ, к.э.н., председатель совета директоров ГК «ЭкоТехнологии» Переработка отходов: подбор сырья *Здесь и далее пластмассами именуются следующие виды полимеров: ПЭ, ПП, суспензионный ПВХ, ПС (включая экструдированный и АБС) и ПЭТ. Тип пластмассы Потребление в мире в России Все пластмассы* ~240 ~5 ПЭТ (без волокна) ~22,5 ~0,57 Вторичный ПЭТ ~9,1 (хлопья) ~0,16 Таблица 1. Объемы потребления пластмасс, млн т/год

RkJQdWJsaXNoZXIy ODIwMTI=