Plastics_12_2_2018

w w w . p l a s t i c s . r u 20 СПЕЦТЕМА/ ПОЛИМЕРНАЯ ИНДУСТРИЯ: ДОСТИЖЕНИЯ И ПЛАНЫ П Л А С Т И К С № 1 2 / I I ( 1 8 5 ) 2 0 1 8 Однако эту гипотезу все же нужно ис- ключить, по крайней мере потребительская активность выше «нормального» уровня если и присутствует, то это явно не главный фактор, объясняющий столь сильный отрыв этой страны по подушевому потреблению полимеров в упаковке. Поскольку все-таки Турция образца 2013 года — это страна, в ко- торой жители, осторожно выражаясь, имеют средний доход, а 28% населения проживает в сельской местности. Ответ, вероятно, кроется в следующем. По данным PAGEV (Turkish Plastics Industry Foundation), в 2014 году Турция экспорти- ровала 22% произведенных ею упаковочных изделий из полимеров, или 722 тыс. т. Ранее исследование показало, что превышение спроса в секторе упаковки над «естествен- ным» уровнем для 2013 года составляет 9 кг/чел., что в масштабах того времени со- ставляет 682 тыс. т. С учетом роста турецкого рынка в период с 2013 по 2014 год схожесть данных вполне достоверная. Итак, превышение потребления полиме- ров внутренней индустрией переработки в сегменте упаковки связано в основном с тем, что турецкая отрасль на четверть работает на экспорт. Автомобилестроение. Превышение уров- ня потребления полимеров для переработ- ки в изделия для автопрома в Турции тоже может иметь несколько причин. Например, Турция производит больше автомобилей, чем должна экономика ее размера. К сожа- лению, эту гипотезу весьма трудно прове- рить, поскольку нет четкого представления, какова здесь опорная линия. Производство автомобилей само по себе очень плохо кор- релирует с ВВП: есть бедные страны, про- изводящие огромное количество автомоби- лей и коммерческих транспортных средств (Индия, Таиланд), есть богатые страны, располагающие очень слабым автопроизвод- ством (например Австрия и Австралия). В 2013 году, по даннымOICA (The International Organization of Motor Vehicle Manufacturers), Турция произвела 1125 тыс. единиц легко- вых и коммерческих транспортных средств (в пропорции 56:44). Это обеспечило Турции 16-е место среди автопроизводителей мира по количеству выпущенных автомобилей. Важно, впрочем, другое: в 2013 году, по данным Automotive Distributors Association of Turkey, страна экспортировала около 828 тыс. транспортных средств, то есть более 3/4 собственного производства. По результатам 2015 года Турция — крупней- ший поставщик автомобилей на рынок ЕС. Таким образом, собственное автопроиз- водство в Турции превышает потребности внутреннего рынка (в 2013 году продажи составили 893 тыс. единиц), плюс велика доля импорта готовых автомобилей (около 67%). Так что, похоже, Турция в действи- тельности производит больше автомобилей, чем это следует из приведенного размера ее экономики, однако, возможно, не настоль- ко, чтобы объяснить почти двукратное пре- вышение фактического уровня спроса на полимеры для автопроизводства над «есте- ственным» уровнем. Вторая гипотеза может быть такой: техно- логии и решения, применяемые в турецком автопроме, обеспечивают более высокое удельное потребление полимеров на одно транспортное средство. Действительно, раз- делив объем полимеров на объем производ- ства готовых автомобилей, в 2013 году по- лучим 338 кг/автомобиль. А это очень много! Для сравнения: для Германии того же года этот показатель составляет 83 кг/автомобиль (но там велика доля легковых авто), для Бра- зилии и Мексики — 100 кг/автомобиль, для Великобритании — 108 кг/автомобиль. Вероятно, разрешение этого парадокса заключается в следующем: Турция — один из сильнейших OEM-поставщиков в мире: в стране расположены производства более 250 глобальных поставщиков. Из 50 круп- нейших мировых OEM-компаний 28 име- ют заводы в Турции (по данным Republic of Turkey Prime Ministry Investment Support & Promotion Agency, ISPA). Экспорт автомоби- лей и автокомпонентов — крупнейшая ста- тья турецкого экспорта с долей 11,7%, или 16,9 млрд долл. США (2015 год, PAGEV). По оценке RUPEC, 3,3 млрд долл. США из этой суммы пришлось только на автокомпонен- ты. Например, даже в российском бестсел-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODIwMTI=