Plastics_1_2025
П Л А С Т И К С № 1 ( 2 5 2 ) 2 0 2 5 w w w . p l a s t i c s . r u 39 ИЗДЕЛИЯ И ПОЛУФАБРИКАТЫ мый быстро растущий рынок — Европа. Самая большая доля рукавов приходится на этикетирование упаковки продуктов питания и напитков — 81%. Термоусадочная этикетка применяет- ся для контейнеров емкостью не более 2 л. Ограничение по объему связано не с этикеткой, а с размером и возможно- стями аппликаторов для этикетирования бутылок рукавами. Технология изготовления Производство термоусадочной эти- кетки начинается с изготовления пленки. В зависимости от материала это обычно 3-слойные пленки толщиной 40-50 мкм. Технология изготовления достаточно сложна и для каждого вида материала абсолютно индивидуальна. Процент усадки таких пленок зависит не только от свойств каждого материала, но и от коэффициента растяжения в попе- речном движению полотна направлении (TDO). В зависимости от материала коэф- фициент растяжения находится в преде- лах 3-6. Для устранения так называемой «улыбки» в нижней части емкости, на ко- торую усаживается этикетка, применяется MDO — ориентация пленки в машинном направлении с коэффициентом 1,1-1,2. Графики усадки различных материа- лов, применяемых для производства тер- моусадочной этикетки, демонстрируются на рис. 2. Для большинства (93-95%) примене- ний достаточно усадки в 60%. И только 5-7% емкостей (бутылок) сложной конфи- гурации требуют более высоких показа- телей усадки. Основная точка для оценки усадки — 90°С. Последующие операции по изготов- лению этикетки (нанесение печати на рулон пленки, контроль качества печати, обрезка краев, склейка пленки в рукав, резка рукава по высоте емкости, ручная или автоматическая аппликация, термо- усадка при нагреве) и ее использованию приведены на рис. 3. Смена материалов для этикеток Несмотря на все перечисленные оче- видные преимущества, термоусадоч- ная этикетка сталкивается с вызовами, которые могут привести к негативным последствиям для самой отрасли про- изводства этикетки и сузить область ее применения. Первое и самое главное требова- ние — термоусадочная этикетка должна найти свое место в экономике замкну- того цикла. На сегодняшний день эти- кетка целенаправленно не собирается и, следовательно, не перерабатывается, а то, что удается собрать, просто сжига- ется. Но требования включить этикетку в замкнутый цикл переработки звучат все чаще и чаще, особенно в рамках на- бирающего обороты нового законода- тельства о РОП. По мнению Европейской комиссии, принявшей 11 марта 2020 года доку- мент под названием «A new Circular Economy Action Plan For a cleaner and more competitive Europe» («Новый план действий по достижению экономики зам- кнутого цикла. За чистую и конкурентную Европу»), 80% перерабатываемости упа- ковки (в том числе этикетки) закладыва- ется на этапе ее проектирования, выбора пленочного материала и дизайна. Американская Ассоциация переработ- чиков пластмасс (APR), объединяющая 90% предприятий полимерной отрасли США, издала руководство по проектиро- ванию этикеток «Дизайн для вторичной переработки», в котором рекомендуется выбирать материалы, не препятствую- щие вторичной переработке. Аналогич- ные рекомендации выпустила Европей- ская платформа переработки бутылок из ПЭТ (EPBP). Этим принципам стремятся следовать все крупные компании, рабо- тающие на рынках США и Европы. Рассмотрим, на основе каких пленоч- ных материалов может быть произведе- на термоусадочная этикетка. ПВХ . Молекула данного пластика вклю- чает 3 химических элемента: углерод- водород-хлор (С-H-Cl). Плотность мате- риала — 1,37 г/см 3 , усадка до 60%. Это дешевый и прочный материал, обладаю- щий высокой стойкостью к разрыву после Самоклеящаяся этикетка Клеевая этикетка Рукавная (sleeve) этикетка IML-этикетка Прочие 70,670 млн м² 38% 35% 90 80 70 60 50 40 30 20 10 0 5% 2% 20% 50 55 60 65 70 75 80 85 90 95 98 100 110 120 130 140 Самоклеящаяся этикетка Клеевая этикетка Рукавная (sleeve) этикетка IML-этикетка Прочие 70,670 млн м² 38% 35% 90 80 70 60 50 40 30 20 10 0 5% 2% 20% COC-8007 ПЭТГ Ориентированный ПС ПВХ COC+ПЭ сРЕТ 50 55 60 65 70 75 80 85 90 95 98 100 110 120 130 140 Рисунок 1. Сегментация рынка этикетки по видам (источник — AWA) Рисунок 2. Сравнение графиков усадки пленок из различных материалов
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODIwMTI=