Plastics_1_2025

П Л А С Т И К С № 1 ( 2 5 2 ) 2 0 2 5 w w w . p l a s t i c s . r u 42 ИЗДЕЛИЯ И ПОЛУФАБРИКАТЫ за счет использования переработанных материалов, а также желание большей общественной поддержки и вовлеченно- сти в экономику замкнутого цикла. сРЕТ (кристаллизуемый соплиэфир). Плотность — 1,3 г/мм³, усадка больше 60%. При использовании смываемых красок и клея не препятствует потоку переработки ПЭТ, поскольку сушится и перерабатывается вместе с бутылочными ПЭТ-хлопьями, повышая выход качествен- ного вторичного сырья на 3-5%. Примером материала является про- изводимые компанией Eastman сРЕТ тор- говые марки Embrace ТМ , Encore Renew-35 copolyester, Embrace ТМ , Encore Renew-50 copolyester. Bonset America Corporation, производитель термоусадочной плен- ки для рукавной этикетки под торговой маркой Bonpet Renew, является одной из компаний, предлагающих пленку из сPET на рынке этикетирования. Новые марки пленок обладают теми же характеристи- ками, что и традиционные пленки ПЭТГ, но их главным преимуществом является возможность вторичной переработки вместе с ПЭТ-тарой. Термоусадочные этикетки из сРЕТ мо- гут успешно перерабатываться в рамках механических процессов переработки ПЭТ-бутылок, и изъятие их из потока пе- реработки не требуется. Таким образом, пленка, изготовленная из кристалличе- ского ПЭТ (сРЕТ), упрощает процесс пере- работки, сокращает количество отходов и повышает выход вторичного ПЭТ. Пленка Bonpet Renew, как и другие на основе кристаллизуемого ПЭТ — это лишь часть решений, касающихся тер- моусадочной этикетки для ПЭТ-емкости, пригодной для переработки. Не менее ва- жен правильный выбор и использование в процессе печати этикеток смываемых кра- сок, удаляемых грунтовки и клея, марки которых одобрены APR или ЕРВР. Смываемые краски и клеи, использу- емые в процессе печати и изготовления рукава, разработаны для полного от- деления краски и грунтовки от пленки. Частицы, которые при этом образуются, имеют достаточно большой размер, чтобы их можно было легко удалить из ванны при фильтрации, не вызывая окрашива- ния хлопьев. В противном случае так на- зываемый процесс bleeding («кровоточе- ние»), то есть неконтролируемый переход части краски в раствор и, соответственно, на хлопья, может испортить качество вто- ричного ПЭТ. Невыполнение хотя бы одного из ус- ловий (необходимая кристалличность ма- териала, смываемость красок и клея, от- сутствие просачивания красок в раствор) может привести к потере прозрачности и цвета у восстановленного вторичного ПЭТ. Причиной такого провала является нали- чие остатков краски, которые переносятся хлопьями в течение всего процесса, либо окрашивание хлопьев красками, которые просочились в раствор каустической соды в промывочной ванне. Резюмируя использование различных материалов для производства термоуса- дочной этикетки, можно сделать выводы: — ПВХ продолжит сдавать свои по- зиции на рынке в пользу ПЭТГ из-за проблем, связанных с переработкой и экологичностью, о чем свидетельствует включение поливилхлорида в список не- нужных и проблемных материалов для этикеток, которые должны быть ликви- дированы к 2025 году в США (US Plastics Pact) и Европе (Фонд Эллен Макартур, Ellen MacArthur Foundation — EMF); — полиолефины и ПС по-прежнему будут использоваться в менее востребо- ванных областях и в гораздо меньших объемах; — ПЭТГ, несмотря на то, что материал портит поток переработки бутылочного ПЭТ, и невзирая на уже принятые в ряде мест (например, в штате Калифорния, США) запреты на его использование для производства рукавной термоусадочной этикетки, нарастит своюдолюна рынке, и, по всей видимости, эта тенденция сохра- нится до постепенного перехода на сРЕТ; —кристаллизуемый ПЭТ (сРЕТ), нарав- не со всячески продвигаемой полиолефи- новой этикеткой, будет набирать обороты и доберется, наконец, до Европы. По всем прогнозам, доля сРЕТ на рынке будет ра- сти, формула материала будет совершен- ствоваться, технология использования развиваться. Вместо этикетки — прямая печать Второй фактор, который может по- влиять на рынок термоусадочной этикет- ки,— отказ от этикетки в пользу прямой печати на бутылке. Прямая печать — раз- рушительный процесс для рынка этике- ток, представляющий угрозу для термо- усадочной рукавной этикетки как с точки зрения затрат, так и с точки зрения про- цесса вторичной переработки. Прямая печать на бутылке в последнее время серьезно усовершенствовалась и Рисунок 4. Прямая печать на бутылках [4]

RkJQdWJsaXNoZXIy ODIwMTI=