Plastics_1_2025

П Л А С Т И К С № 1 ( 2 5 2 ) 2 0 2 5 w w w . p l a s t i c s . r u 43 ИЗДЕЛИЯ И ПОЛУФАБРИКАТЫ теперь может конкурировать с термоуса- дочными рукавами за счет более сложной графики с высоким разрешением (рис. 4). Рост объемов прямой печати на бутылках сдерживается двумя проблемами: доступ- ностью принтеров и невозможностью пе- чати на емкостях сложной конфигурации. Переход от жесткой к мягкой упаковке Третий фактор — переход от жестких емкостей к мягким стоячим пакетам, для производства которых используется на 40-70% меньше пластика, чем для жест- кого контейнера. Очевидно, что при пе- чати на гибкой упаковке необходимости в этикетке нет. Развитие e-commerce Четвертый фактор, способный по- влиять на применение термоусадочной этикетки — ускоренный рост электрон- ной коммерции (рис. 5). В России сектор e-commerce в период 2020-2023 годов прирастал в среднем 33,2% в год [5]. Когда потребитель просматривает сайты с продукцией на экране компью- тера или телефона, то даже самая краси- вая этикетка не воспринимается так, как если видеть ее в реальности. Учитывая, что экраны компьютеров в большинстве своем калиброваны по цветам только у профессионалов, которые вовлечены в создание дизайна, то этикетка на экране компьютера обычного покупателя теряет значительную долю своей привлекатель- ности и, самое главное, перестает «це- плять» глаз потребителя. Кроме того, ее нельзя потрогать. А многие производители этикеток наносят так называемую бархатную или велюро- вую печать, которая приятна на ощупь. Ввиду этого владельцы брендов могут сделать выбор в пользу более простого и дешевого решения вместо термоусадоч- ной этикетки. Формирование трендов Как уже отмечалось выше, рынок тер- моусадочной этикетки испытывает давле- ние со многих сторон. Выпуск руководств по проектированию и дизайну этикетки, ужесточение технологических параметров производства пленок, выбор метода на- несения печати, возрастающие требова- ния государства в отношении утилизации упаковки после окончания срока службы (РОП), когда все этапы производства эти- кетки определяются ее способностью к рециклингу  — все это привело к образо- ванию двух основных трендов в развитии данного сектора. Первый тренд—применение всплыва- ющих этикеток, которые легко отделяются на стадии флотации в промывочной ванне от бутылочных ПЭТ-хлопьев, гарантируя высокое качество вторичного ПЭТ. При этом сама этикетка либо сжигается, либо отправляется на свалку. Данный вид эти- кетки может изготавливаться из любого доступного термоусадочного материала с плотностью меньше плотности воды (то есть <1,0 г/см 3 ). Второй тренд—расширение примене- ния этикеток, изготовленных из сPET, при обязательном использовании специаль- ных смываемых в растворе каустической соды при температуре 80 °С красок и клея. В этом случае этикетка перерабатывается вместе с ПЭТ-хлопьями, увеличивая выход ценного продукта в виде восстановленно- го прозрачного ПЭТ в среднем на 5%. Эти два тренда конкурируют друг с другом и имеют своих последователей. Между этими двумя направлениями «балансируют» термоусадочные этикет- ки, изготовленные из ПЭТГ, ПВХ или ПС. Они будут по-прежнему использоваться, но до тех пор, пока государство не при- менит административный ресурс для их полного запрета, или же, наоборот, по- лучат вторую жизнь, когда технологии позволят полноценно включить их в эко- номику замкнутого цикла и запрет будет забыт навсегда. Скорее всего, будут разработаны ме- тоды удаления этикетки с целой бутылки без установки дополнительного оборудо- вания или, например, появятся клеи, ко- торые позволят переработчикам удалять этикетку с бутылки во время первичной мойки, а ценный продукт, полученный по- сле дробления без присутствия этикетки в виде бутылочных ПЭТ-хлопьев будет от- личаться высоким качеством. 2018 2019 2020 2021 2022 2023 2024 1,3 1,7 2,5 3,3 4,4 5,7 7,2 Рисунок 5. Рост сектора электронной коммерции в РФ в 2018-2024 гг., трлн рублей ЛИТЕРАТУРА 1. «The AWA: Labeling and Product Decoration Market Report 2024». 2. Shrink Sleeve Labels Market Outlook from 2024 to 2034. 3. Shrink And Stretch Sleeve Labels Market Size & Share Analysis - Growth Trends & Forecasts (2024-2029). https://www.mordorintelligence. com/industry-reports/shrink-and- stretch-sleeve-labels-market. 4. https://www.plasteurope. com/news/TOPAS_ADVANCED_ POLYMERS_t256623/. 5. Sidel introduces label-less 100% rPET bottle. Adsale Plastics Network Editor. JK Date: 21 Nov, 2022. https:// www.futuremarketinsights.com/ reports/shrink-sleeve-labels-market 6. Рынок e-commerce: про- гноз роста в 2020-2024 гг. https:// datainsight.ru/sites/default/files/ DI_eCommerce2020_2024.pdf 7. https://www.convertingqua- rterly.com. 2024, Quarter 3, p. 32. 8. https://usplasticspact.org/ problematic-materials/. 9. APR Design® Guide for Plastics Recyclability. https:// plasticsrecycling.org/apr-design-hub/ apr-design-guide-overview/ 10. The Shrink Sleeve Universe. Eco-Plastics in Packaging magazine. 2024, January, p. 26. Sayers Publishing Group.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODIwMTI=