Plastics_1_2_2012

ТЕМА НОМЕРА /НОУ-ХАУ В ЭКСТРУЗИИ П Л А С Т И К С № 1 - 2 ( 1 0 7 - 1 0 8 ) 2 0 1 2 w w w . p l a s t i c s . r u 38 пературу сварки, и уже нет необходимости использовать свариваемые слои толщиной 25 процентов от общей толщины пленки, достаточно толщины в 20 и 15 процентов, существуют рецептуры и с 10-процентной толщиной внешних слоев для получения кратности слоев 1-8-1, в связи с чем снижа- ется общая стоимость килограмма пленки. Для обозначения семейств рецептур с соот- ношением слоев 10-80-10 с подачи фирмы Dow Chemical в европейской отраслевой терминологии даже появилось отдельное понятие — skin technology, на что в Exxon Mobil ответили структурами 15-70-15, ко- торые европейские полимерщики называют sub-skin. Очевидно, чтобы снизить толщину плен- ки, к примеру, с 80 до 55 микрон, не изменив при этом механических свойств упаковки, требуется использовать более дорогую ре- цептуру в расчете на единицу массы сырья. Но при пересчете на единицу площади, а соответственно и на одну упаковку продук- ции, потребитель пленки получает выигрыш в цене. Таким образом, современные рецеп- туры позволяют снизить затраты на выпуск упаковки, повысить оптические свойства, использовать упаковочное оборудование с большей производительностью. Попутно с развитием полимерных материалов идет по- стоянное совершенствование экструзионной техники, которое также дает возможность выпускать более тонкие пленки. Новые требования к оборудованию У рынков полимерных пленок различно- го типа в Восточной Европе (включая Рос- сию) есть общее отличие от аналогичных рынков в Западной Европе. Если на Западе большинство отраслей промышленности развивались эволюционным путем в тече- ние длительного времени, то предприятия потребителей и переработчиков пленки на востоке континента в основном создавались с нуля в конце 90-х годов XX века и в начале ХХI века. При этом и ведущие отечествен- ные производители, и филиалы крупных международных компаний массово приобре- тали и устанавливали на своих заводах самое современное конвертинговое и упаковочное оборудование. Сегодня производители на- питков являются крупнейшими потребите- лями термоусадочной пленки для групповой упаковки. Основной объем этого вида про- дукции потребляют заводы, разливающие безалкогольные напитки и пиво. В России на этих заводах стоит высокоскоростное полностью автоматическое упаковочное оборудование, оснащенное устройствами для точного контроля температур сварки и усадки. Так почему же, несмотря на наличие тех- нологической возможности, производители напитков продолжают закупать термоусадоч- ные пленки толщиной 55-60 (а в некоторых регионах и 80) микрон с «классическим» рас- пределением слоев? Ответ кроется в логистических и произ- водственных принципах крупных компа- ний. Упаковочные линии должны работать на утвержденных термоусадочных пленках с минимальным количеством переналадок. Безусловно, проводятся тендеры, во время которых заводы по производству воды или пива выбирают на предстоящий сезон двух- трех основных поставщиков упаковочной пленки, имеющих новое европейское обору- дование. Но случается всякое: бывает, что по- ставщик не может выполнить обязательства по внутренним причинам или бьет рекорды летняя жара, а значит, повышается спрос на воду — тогда выбранные поставщики, и так страдающие от снижения максимальной производительности из-за высокой темпера- туры в цеху, не могут справиться с сезонным пиком. В этих случаях нужна замена. Однако в большинстве российских регионов все еще нет достаточного количества производите- лей термоусадочной пленки, имеющих ка- чественное соэкструзионное оборудование. Поэтому нет никакой гарантии, что в случае нехватки будет возможность докупить тер- моусадочную пленку того же уровня, что и у ведущих поставщиков. Вот и получается, что, несмотря на хорошее оснащение своих заводов, производители напитков вынужде- ны в любой момент быть готовыми к шагу в прошлый век — к использованию однослой- ной пленки соответствующей толщины.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODIwMTI=