Plastics_1_2_2012
ИЗДЕЛИЯ И ПОЛУФАБРИКАТЫ П Л А С Т И К С № 1 - 2 ( 1 0 7 - 1 0 8 ) 2 0 1 2 w w w . p l a s t i c s . r u 62 Российский рынок изделий из полимерных материалов после преодоления кризисных явлений развивается достаточно динамично: в 2010 году были достигнуты и превышены докризисные показатели потребления и производства почти по всем сегментам переработки. Об итогах 2011 года на российском рынке пластиковой продукции и о том, какие факторы влияют на развитие индустрии, читайте в статье эксперта журнала «Пластикс» Импорт и экспорт В 2011 году спрос на изделия из поли- мерных материалов значительно превысил предложение, и дефицит обеспечивался импортом. В товарной структуре импорта химиче- ской продукции на протяжении многих лет изделия из пластмасс занимают лидирующие позиции. Вместе с тем наметилась тенден- ция к снижению зависимости российского рынка от продукции иностранного произ- водства: в 2009 году доля изделий из пласт- масс составляла 25,9 процента от общего объема закупок, в 2010 году — 24,3 процента, в 2011 году, по предварительным данным, со- кратилась до 22,4 процента. Россия импортирует изделия из пласт- масс, которые по качественным параметрам превосходят отечественную продукцию, вы- пускаются в недостаточном количестве или вообще не изготавливаются по причине отсутствия или недостатка сырья, несовер- шенства технологической базы для произ- водства и других обстоятельств, а также если импортная продукция предлагается по более низким ценам. Наиболее импортоориентированными товарами являются пленки, листы, плиты, полимерные изделия производственного назначения, тароупаковочные материалы (рис. 1). Экспорт полимерных изделий российско- го производства составляет менее 5 процен- тов от общего объема поставок химической продукции на внешние рынки. В экспорте преобладают тара и упаковка, пленки, ли- сты, плиты, профильно-погонажные изде- лия, трубы и детали трубопроводов (рис. 2). Отечественная продукция находит сбыт пре- жде всего в странах СНГ. Ключевыми фак- торами развития российского рынка изде- лий из пластмасс являются восстановление активности во всех сегментах потребления, усиление импортозамещения, развитие сы- рьевой базы за счет ввода в эксплуатацию новых мощностей по выпуску полимеров и расширения марочного ассортимента су- ществующих, реализация инвестиционных проектов по организации новых перераба- тывающих производств и расширение дей- ствующих. Средифакторов, сдерживающих развитие рынка, можно выделить высокий уровень цен на сырьевые материалы, дефицит не- которых видов полимерного сырья, неста- бильное качество отечественных полимеров, распространение суррогатной продукции, не соответствующей отраслевым стандартам, высокие кредитные ставки. Емкость российского рынка пластмас- совых изделий в 2011 году увеличилась на 10 процентов по сравнению c 2010 годом и составила около 6 млн тонн. Импортные за- купки, по предварительным данным, вырос- ли на 5,7 процента, до 1350 тыс. тонн; экс- портные поставки составили 232 тыс. тонн, что на 3,5 процента превышает уровень предыдущего года. Производство изделий из полимерных материалов увеличилось на 11 процентов по сравнению с 2010 годом. Структура потребления пластмасс по ви- дам изделий представлена на рисунке 3. Рынок изделий набирает обороты 40,7 20,7 11,2 11 8,9 4,7 2,8 Пленка, листы, плиты, полосы Изделия и детали производственного назначения Тара и упаковка Трубы и детали трубопроводов Профильно-погонажные изделия Изделия культурно-бытового и хозяйственного назначения Пластикаты ПВХ Рисунок 1. Структура импорта в Россию изделий из пластмасс в 2011 году, % Наталья НАЗАРОВА, к.э.н., зав. отделом материальных балансов ОАО «НИИТЭХИМ»
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODIwMTI=