Plastics_1_2_2012
ИЗДЕЛИЯ И ПОЛУФАБРИКАТЫ П Л А С Т И К С № 1 - 2 ( 1 0 7 - 1 0 8 ) 2 0 1 2 w w w . p l a s t i c s . r u 63 Тара и упаковка Самым емким сегментом переработки пластмасс является производство тары и упаковки. Удельный вес этой продукции в структуре переработки полимеров в изделия в 2011 году составил 27 процентов. Наиболь- шим спросом на российском рынке пользу- ется тара и упаковка из ПЭ и ПЭТ, на долю которых приходится более 75 процентов по- требления тароупаковочных материалов из полимеров. Следом идут упаковочные мате- риалы из ПП (12 процентов), ПС (10,5 про- цента), ПВХ (2 процента). Рынок полимерной тары активно раз- вивается, потребление этой продукции в 2011 году возрослона 9 процентов по отноше- нию к предыдущему году. Наиболее высокие темпы роста производства полимерной тары и упаковки наблюдались в таких сегментах, как мешки и сумки из ПП (на 39,7 процента) и коробки, ящики, корзины (на 17,1 процен- та). Выпуск бутылей, бутылок, флаконов и аналогичных изделий из полимеров увели- чился на 6,7 процента (табл. 1). Определенное волнение на рынке вызва- ло возможное принятие Технического регла- мента Таможенного союза «О безопасности алкогольной продукции», проект которого предполагает запрет розлива пива в пласти- ковую тару. В России на упаковку из поли- этилентерефталата (ПЭТ-тару) приходится до 50 процентов всего рынка пивной тары, око- ло 30 процентов всех объемов ПЭТ-преформ производится для пивоваренной отрасли. Та- ким образом, запрет на пластиковые бутыл- ки для пива, если он будет принят, приведет к сокращению объемов рынка ПЭТ и росту себестоимости ПЭТ-упаковки. Масштабное сокращение производства ПЭТ-тары при- ведет к удорожанию не только алкогольной продукции, но и безалкогольных напитков, детского питания, молочных продуктов. Общество защиты прав потребителей считает, что запрет ПЭТ-упаковки для ал- когольной продукции является необосно- ванным и не может быть объяснен заботой о безопасности. Упаковка из ПЭТ инертна по отношению к налитому в нее продукту, не влияет на вкусовые и другие качества продукции, неагрессивна и не оказывает вредного воздействия на здоровье челове- ка, о чем свидетельствуют многочисленные исследования, проведенные авторитетными научными организациями Италии, США и Германии. Пленки, профили Потребление полимерных пленок на российском рынке в 2011 году из-за стреми- тельного роста цен на полимеры и низкой платежеспособности потребителей увели- чилось всего на 5 процентов. При этом рас- ширение рынка пленочных материалов было обеспечено ростом импорта; по некоторым позициям произошло увеличение объемов закупок на 30 процентов. Подорожание российских пленок приве- ло не только к увеличению объемов поставок импортных аналогов, но и к сокращению от- грузок отечественных пленочных материа- лов на внешние рынки сбыта. Экспортные поставки снизились на 6,5 процента. Объемы выпуска пленочных материалов компании- переработчики начали сокращать с июня 2011 года вследствие роста конкурентоспо- собности импортных пленочных изделий на фоне дороговизны отечественных. Выпуск полимерных пленок на россий- ских предприятиях в целом сократился поч- ти на 2 процента. При этом в сегменте поли- винилхлоридных пленок, на долю которых приходится около 11 процентов в видовой структуре производства, наблюдался устой- чивый рост выработки продукции на про- тяжении всего 2011 года, по итогам которого увеличение составило около 7 процентов по сравнению с 2010 годом. Увеличение объемов рынка профильно- погонажных изделий в 2011 году в основном было обеспечено ростом сегмента оконных конструкций на основе поливинилхлорида, на который приходится более 80 процентов общего потребления этой продукции. Рынок оконных конструкций развивался благода- ря общему улучшению ситуации в стране и финансового положения населения, а имен- но возобновлению активности частных по- требителей и строительных организаций. Спрос на профильно-погонажные изделия из ПВХ на российском рынке повысился более чем на 4 процента по отношению к 2010 году, увеличение потребления проис- ходило в основном за счет роста объемов отечественного производства. Импортные закупки сохранились на уровне 2010 года и составили порядка 200 тыс. тонн. Основной проблемой, сдерживающей развитие рынка профильно-погонажных изделий из ПВХ, является дефицит сы- рья — поливинилхлорида. Доля импортных поставок в потреблении в 2011 году соста- вила более 45 процентов. Все основные про- изводители ПВХ-профиля (ЗАО «Профайн РУС», ООО «Декенинк Рус», ООО «Народ- ный Пластик», ООО «Винтек Пластик», ООО «Плафен», ООО «Рехау Продукцион») являются крупнейшими импортерами по- ливинилхлорида и ПВХ-компаундов. Рисунок 2. Структура российского экспорта изделий из пластмасс в 2011 году, % Рисунок 3. Структура потребления пластмасс по видам изделий в России в 2011 году, % 28,9 26,7 16,2 9,6 8,4 6 4,2 Тара и упаковка Пленка, листы, плиты, полосы Профильно-погонажные изделия Изделия и детали производственного назначения Трубы и детали трубопроводов Изделия культурно- бытового и хозяйственного назначения Пластикаты ПВХ 27 16,7 16 11,8 10 8,8 5,3 3,1 1,3 Тара и упаковка Пленка Профильно-погонажные изделия Изделия и детали производственного назначения Трубы и детали трубопроводов Изделия культурно- бытового и хозяйственного назначения Пластикаты ПВХ Листы из термопластов Плиты XPS
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODIwMTI=