Plastiks_1_2_2013

БИЗНЕС-ПРАКТИКА П Л А С Т И К С № 1 - 2 ( 1 1 9 - 1 2 0 ) 2 0 1 3 w w w . p l a s t i c s . r u 51 охрану интересов всех субъектов правоотно- шений, взаимодействующих в сфере права ин- теллектуальной собственности. Вопросыправа интеллектуальной собственности в Российской Федерации в настоящее время регламентиру- ются нормами Части IV Гражданского кодекса РоссийскойФедерации. Создание Части IV ГК РФ позволило привести федеральное законо- дательство об интеллектуальной собственно- сти в единую систему. В ее основу положена создававшаяся трудами многих отечественных ученых концепция субъективных имуществен- ных прав на результаты интеллектуальной дея- тельности и на средства индивидуализации как прав исключительных. Согласно ст. 1225 ГК РФ, объектом гражданско-правовой охраны выступают ре- зультаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуали- зации, в отношении которых признается осо- бый вид прав — интеллектуальные права. Вот перечень объектов, признаваемых в качестве результатов интеллектуальной деятельности: 1) произведения науки, литературы и ис- кусства; 2) программы для ЭВМ; 3) базы данных; 4) исполнения; 5) фонограммы; 6) вещание организаций эфирного и ка- бельного вещания; 7) изобретения; 8) полезные модели; 9) промышленные образцы; 10) селекционные достижения; 11) топологии интегральных микросхем; 12) секреты производства (ноу-хау). В этом же списке указаны средства инди- видуализации: 1) фирменные наименования; 2) товарные знаки и знаки обслуживания; 3) наименования мест происхождения то- варов; 4) коммерческие обозначения. Указанный перечень объединяет 16 наиме- нований результатов, которым соответствует 16 видов личных неимущественных отноше- ний. Интеллектуальные права включают: — исключительное право; — личные неимущественные права; — иные права (право следования, право доступа и другие). Исключительное право на результат ин- теллектуальной деятельности предполагает следующее: — право использования такого результата по своему усмотрению любым, не противо- речащим закону, способом; —право распоряжения этим результатом, в том числе на его передачу, отчуждение; право разрешать или запрещать другим лицам ис- пользовать результат интеллектуальной дея- тельности и другие действия по своему усмо- трению; — право на защиту, то есть использование результата интеллектуальной деятельности любым третьим лицом без согласия авто- ра признается незаконным и влечет применение к нарушителю установ- ленных мер ответственности. Личные неимущественные пра- ва непосредственно связаны с лич- ностью автора результата интеллектуальной деятельности и включают право авторства, право на имя и другие. Их объединяет то, что они неотчуждаемы от личности автора и не- передаваемы другим лицам. Автор не вправе отказаться от своего личного права. Такой от- каз признается юридически ничтожным. Для бизнеса важно знать, что законодатель- ством предусмотрена охрана маркетинговых обозначений, которые в нашей стране при- нято называть способами индивидуализации юридических лиц, товаров и услуг. Во многих странах термин «способы индивидуализации» не используется. Для обозначения произво- димых товаров производители используют следующие маркетинговые обозначения: — фирменное наименование; — товарный знак; — наименование места происхождения товара; — указание происхождения товара; — доменное имя. Кроме доменного имени, остальные объ- екты давно используются для обозначения товаров и их производителей, и во многих странах они являются охраняемыми, при- чем очень давно. Еще в 1883 году Парижская конвенция «По охране промышленной соб- ственности» признала их охрану на междуна- родном уровне. Бесконтрольное использова- ние маркетинговых обозначений нарушает экономические интересы производителей товаров и во многих странах является нару- шением закона. В систему интеллектуальной собственности маркетинговые обозначения ввели именно из-за того, что они исполь- зуются для обозначения товаров, в которых содержатся объекты интеллектуальной соб- ственности. Борьба за права — Если компания правильно с юридической точки зрения зарегистрировала свое право на результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации, а потом обнару-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODIwMTI=