Plastics_1_2_2017

БИЗНЕС-ПРАКТИКА П Л А С Т И К С № 1 - 2 ( 1 6 4 ) 2 0 1 7 w w w . p l a s t i c s . r u 14 Окончание. Начало в №12 (163), 2016 Экономический эффект Инновация в современном понимании— скорее термин из области экономики, а во- все не науки, как думают многие. Большин- ство исследователей сходится во мнении, что несмотря на широкое многообразие опре- делений этого замечательного слова, у них есть все-таки одна точка соприкосновения, один общий знаменатель: инновация — это то, что дает какой-то дополнительный по- ложительный эффект. Поскольку речь идет о том, что эффект дополнительный, значит, каким-то образом было определено началь- ное состояние параметра (хотя бы условно, на оценочном уровне) и зафиксировано его новое состояние после применения иннова- ции. Другими словами, этот положительный эффект должен быть измерен, то есть обязан поддаваться измерению. Согласитесь, такой всеобщий эквивалент, которым можно из- мерить если не все, то многое, особенно в условиях монетизации всего чего угодно, у нас есть — это деньги. Вот так мы и выходим на понимание того, что инновация не только измерима, но и во вполне понятных едини- цах — в рублях (долларах, евро, ракушках, то есть в любых денежных единицах). То есть до применения инновации мы получали в результате своей деятельности одни деньги, а после применения инновации — другие, да побольше. Речь идет об экономическом эффекте: есть прибыль — это инновация, нет прибыли — нет инновации. И не важно, в чем, собственно, состоит сама инновация и каковы были затраты на ее разработку и реализацию. Если компания поставила новую технологическую линию для произ- водства новой продукции, надеясь на рас- ширение рынка сбыта, а в итоге планы на сбыт продукции не оправдались, инвести- ции не окупились, то каких бы миллионов ни стоила эта технологическая линия, это не инновация. Потому что нет экономического эффекта. Но если, например, какой-то сооб- разительный товарищ на конвейере догадал- ся переложить отвертку справа налево (или наоборот), в результате смог сэкономить две секунды, а с учетом масштабов производства возникло повышение производительности труда, то экономический эффект имеется, и это инновация. Как бы мы ни были горды за нашу на- уку, за наших изобретателей, за интеллек- туальную собственность, которую создают ученые — все это имеет мало отношения к инновациям. Дело в том, что для того, чтобы стать инновацией, конкретное изобретение, конкретная интеллектуальная собственность должны быть, во-первых, внедрены, и во- вторых, в результате внедрения должен быть получен экономический эффект. И, честно говоря, для этого совершенно не важно, на- сколько наукоемкой является внедряемая идея. Поэтому рационализаторское пред- ложение того безымянного для истории человека, который сделал тележку на трех колесиках, отбросив ненужное четвертое колесо, совершенно точно было инноваци- ей, потому что в результате был достигнут экономический эффект, выражающийся в экономии материала на изготовление тележ- ки, то есть снижение затрат на производство. А вот Леонардо да Винчи, несмотря на его совершенно замечательные изобрете- ния, опередившие время, инноватором не был. По той простой причине, что его изо- бретения не были внедрены и не дали эко- номического эффекта. Мне могут возразить, что благодаря, например, идее Леонардо да Винчи впоследствии, спустя несколько веков, Зачем Федеральная служба государственной статистики отслеживает динамику нескольких десятков показателей, так или иначе относящихся к инновационной деятельности — таких, например, как доля инновационных товаров, работ, услуг в общем объеме экспорта; товаров, работ, услуг организаций промышленного производства или интенсивность затрат на технологические инновации организаций промышленного производства? Зачем об инновациях постоянно говорят на заседаниях правительства? В понимании этого, собственно говоря, и кроется смысл слова «инновация» Фея Инновация Лиля ГУСЕВА, к.х.н., независимый эксперт

RkJQdWJsaXNoZXIy ODIwMTI=