Plastics_1_2_2017
БИЗНЕС-ПРАКТИКА П Л А С Т И К С № 1 - 2 ( 1 6 4 ) 2 0 1 7 w w w . p l a s t i c s . r u 18 Во-первых, инновация должна содержать значительную новизну. Поэтому рассматри- ваются три концепции новизны в зависимо- сти от ее уровня: — новое для компании; — новое для рынка; — новое для мира. Если какой-то продукт, процесс, метод маркетинга или организации уже использу- ются в других компаниях, но являются но- выми для данного предприятия, то нет при- чин не считать нововведение инновацией на уровне «новое для компании». Уровни «новое для рынка» и «новое для мира» определяют, была некая инновация уже внедрена в других компаниях или внедрившая ноу-хау фирма является пионером на отраслевом рынке или даже во всем мире. Сведения об уровнях но- визны позволяют различать тех, кто создает инновации, и тех, кто их подхватывает, а так- же изучать процессы диффузии знаний. Во-вторых, эта новизна должна рас- сматриваться в контексте конкретной си- туации. То есть если какое-то нововведение ранее было уделом одной фирмы, то ничто не препятствует и другим компаниям вне- дрить его и также считать инновацией. При этом, как указывает «Руководство Осло», инновация не обязательно должна быть разработана в самой компании — она может быть приобретена у других фирм в процессе диффузии знаний («инновации свойствен- но растекаться»). Под диффузией знаний подразумевается способ, каким инновации распространяются по рыночным или неры- ночным каналам от места их самого первого воплощения к различным потребителям — по странам, регионам, отраслям, рынкам и предприятиям. Пути диффузии неиспове- димы. Например, вы можете поучаствовать в диффузии знаний, приняв на работу вы- сококвалифицированного сотрудника, об- ладающего знаниями, которые отсутствуют у других сотрудников компании. Интересно, какое большое значение «Руководство Осло» придает этой диффу- зии знаний: «Без диффузии инновация не имеет никакого экономического значения». Помимо прочих интересных и, безуслов- но, важных вещей «Руководство Осло» рас- сматривает такое своеобразное понятие, как радикальная или разрушающая инновация. Речь идет о нововведении, оказавшем су- щественное воздействие на рынок и на эко- номическую активность участников этого рынка. Обратите внимание, что в данном случае речь идет не столько о новизне инно- вации, сколько о величине и направленно- сти эффекта от нее. Воздействие радикаль- ной инновации может изменить структуру рынка, создать новые рынки или превратить существующие продукты в устаревшие. На- пример, полиэтилен создал принципиально новый сегмент рынка полимеров — термо- пласты, полипропилен изменил структуру рынка термопластов, ПЭТ-бутылки практи- чески вытеснили стеклянные бутылки в мо- лочной промышленности, а пластмассовые стаканчики вытеснили банки для сметаны. Для рынка стеклянной молочной тары создание полимерной упаковки оказалось разрушительной инновацией. Однако, как справедливо замечает «Руководство Осло», является ли некая инновация разрушитель- ной, может выясниться только по проше- ствии некоторого периода времени (иногда значительного), и предсказать «степень раз- рушительности» той или иной инновации и направление ее разрушительного действия можно не всегда. Но есть и положительный момент: если вам удалось создать разруши- тельную инновацию, то значит, ваши кон- курентные преимущества высоки и, может быть, даже недосягаемы, конкуренты повер- жены, а вы на вершине мира. Так что инно- вируйте, господа, инновируйте! The Fairy Called Innovation Lilia Guseva What is the point of Federal State Statistics Service tracking trend data for several dozen innovation-related indicators such as share of innovative products, works and services in total exports; share of innovative products, works and services of industrial production or- ganizations; intensity of industrial production organizations’ expenditure on technological innovation?Why the word “innovation” is con- stantly enounced at government meetings? The very meaning of the word actually lies in understanding the above questions.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODIwMTI=