Plastics_1_2_2017
w w w . p l a s t i c s . r u 51 ИЗДЕЛИЯ И ПОЛУФАБРИКАТЫ П Л А С Т И К С № 1 - 2 ( 1 6 4 ) 2 0 1 7 девелоперы и застройщики, коттеджные и дачные поселки. Кроме того, очевидно, что некоторую роль в строительстве этих сетей играют администрации местных уровней. Источники финансирования Источниками финансирования в рамках строительства распределительных сетей по программам газификации различных уров- ней могут выступать: — инвестиционная программа «Газ- прома»; — бюджетные средства субъектов; — муниципальные бюджеты; — федеральный бюджет; — средства предприятий; — средства населения; — инвестиционные программы ГРО, на- ходящиеся за контуром программы газифи- кации «Газпрома». Соотношение долей этих источников различно год от года, однако доминируют средства бюджетов субъектов и «Газпрома». В принципе, такая ситуация характерна для большинства регионов. Например, в Смоленской области одновременно дей- ствовали следующие программы: — программа развития газоснабжения и газификации Смоленской области на пери- од 2012-2015 годов, финансируемая за счет средств ПАО «Газпром»; — долгосрочная областная целевая про- грамма «Газификация Смоленской области на 2012-2015 годы» от 2011 года; — программа газификации Смоленской области, финансируемая за счет специаль- ной надбавки к тарифам на транспортировку газа газораспределительными организация- ми, утверждаемая ежегодно; — долгосрочная областная целевая про- грамма «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйствен- ной продукции, сырья и продовольствия в Смоленской области на 2013-2020 годы» (от 2012 года), в рамках которой предусмотрено привлечение средств федерального бюджета для реализации одноименной госпрограммы («Развитие сельского хозяйства и регулиро- вание рынков сельскохозяйственной про- дукции, сырья и продовольствия на 2013- 2020 годы»). Анализируя подписываемые «Газпро- мом» и администрациями субъектов планы- графики по газификации, можно видеть, что по большому кругу регионов накопленные за достаточно длительный период инвести- ции в газификацию примерно поровну рас- пределяются между «Газпромом» и иными источниками (см. табл. 1). Данный вывод — один из важнейших для прогнозирования спроса на трубные поли- меры для нужд газификации. Он говорит о том, что даже в условиях сокращения инве- стиций «Газпрома» в газификацию общая протяженность планируемых к строитель- ству распределительных сетей снижается не синхронно. Однако если учесть, что именно газопроводы-отводы и межпоселковые га- зопроводы предъявляют кратно больший спрос на трубный полиэтилен в массовом выражении, именно инвестиции «Газпро- ма» и оказываются ключевым триггером уровня спроса на полиэтилен в сегменте газификации. Корректировка инвестпрограмм «Газпрома» Часто программу газификации, реали- зуемую «Газпромом» за счет собственных средств, рассматривают как некую соци- ально полезную нагрузку, не преследующую конкретных бизнес-целей. Это, конечно, да- леко не так, хотя определенная доля справед- ливости в этом тезисе присутствует: «соци- альная нагрузка» проявляется в длительных сроках окупаемости, сразу закладываемых в проекты по газификации. Тем не менее возврат вложенных средств «Газпром» ин- тересует, и достигается это за счет продажи газа по вновь построенной инфраструктуре. Экономические соображения, следова- тельно, и диктуют ход планирования и реа- лизации программ газификации. Ключевым критерием здесь является в первую очередь платежная дисциплина населения и пред- приятий соответствующего региона. На текущий момент ситуация с долгами потребителей за поставленный газ склады- вается не в лучшую для «Газпрома» сторону. По состоянию на 1 декабря 2015 года об- щая задолженность за газ всех категорий по- требителей составила 162,57 млрд руб. При этом годом ранее долг был на 37,67 млрд руб. меньше — 124,9 млрд руб. То есть го- довой рост составил более 30%. По итогам 2015 года совокупная задолженность снизи- Субъект Период, гг. «Газпром», млн руб. Другие инвесторы, млн руб. Астраханская область 2005-2013 2829,57 1379,20 Кировская область 2006-2013 5327,38 5200,00 Костромская область 2008-2015 6127,05 6660,33 Псковская область 2005-2013 2127,40 762,60 Ростовская область 2008 530,00 500,00 Томская область 2013-2015 7290,00 3270,00 Тульская область 2005-2009 900,00 323,00 Ульяновская область 2006-2011 3000,00 3000,00 Таблица 1. Структура финансирования программ газификации в соответствии с планами-графиками за истекшие пятилетние периоды (источник — анализ RUPEC)
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODIwMTI=