Plastics_1_2_2018

44 СПЕЦТЕМА/ ПЕРСПЕКТИВЫ РЕЦИКЛИНГА П Л А С Т И К С № 1 - 2 ( 1 7 5 ) 2 0 1 8 к термостойкости воло- кон: пиролиз осущест- вляется при повышен- ной температуре (от 300 до 1500°С в зависимости от разновидности), сле- довательно, применим для термостойких ба- зальтовых, стеклянных и углеволокон. Полу- чаемые на выходе арми- рующие материалы чаще всего представляют собой измельченные во- локна и пригодны для повторного использо- вания при армировании малонагруженных термопластов, бетонов, в качестве сырья для теплоизоляционных материалов и армиру- ющей добавки для композитов различного назначения на основе реактопластичной матрицы. Газификация протекает при дефиците кислорода и представляет собой способ раз- ложения полимерных композитов с получе- нием газов, используемых для производства тепло- и электроэнергии. Применение этого метода исключает возможность сохранения волокон и не исключает вероятности попа- дания газообразных продуктов разложения в атмосферу. Сжигание композитов проводят при со- держании кислорода, превышающем сте- хиометрическое соотношение. Согласно директиве 2008/98/EC, этот метод применим только к тем компонентам, к которым не- возможно применить другие, более предпо- чтительные методы утилизации. В действительности полезным продуктом сжигания в большинстве случаев является только образующаяся тепловая энергия, в то время как сам материал полностью разруша- ется. Однако существующие исследования в области сжигания ПКМ позволяют гово- рить о возможности сохранения армирую- щего компонента, представленного в виде термостойких волокон. Исследования Технологического универ- ситета Вены (Австрия) показывают перспек- тивность травления поверхности волокон, способного ликвидировать последствия воздействия высоких температур и вернуть волокно, прошедшее процедуру сжигания, в производство композитов [2]. Данные выводы были сделаны на основании экспе- риментальных исследований, при которых предварительно прошедшие термическую обработку волокна подвергли травлению. Большинство исследованных волокон про- демонстрировало потерю прочности почти в 2 раза, однако показатели прочности двух образцов, включая базальтовое волокно, после травления достигли значений, со- ставляющих более 80% от исходной проч- ности. Дальнейшее изучение такого подхода может увеличить выход полезного продукта при утилизации ПКМ методами сжигания. При рассмотрении проблемы утилиза- ции ПКМ необходимо не только разраба- тывать методы переработки композитов, но и изначально закладывать возможность рециклинга в изделия. Существующие на- работки в области синтеза биосмол, при- годных для повторного использования, а также специфика армирующих материалов природного происхождения (базальтовые, льняные, конопляные и другие волокна) открывают широкие возможности для соз- дания изделий с нужными механическими характеристиками при заранее решенной проблеме переработки. Примером такого проекта является раз- работка итальянской компании GS4C Srl — парусная экояхта (рис. 3) из обогащенного базальтового волокна торговой марки Filava и биосмолы, полностью подлежащей вто- ричной переработке [3]. Уникальная систе- ма производства была оценена экспертами международной выставки JECWorld — 2018, номинировавшими проект на премию JEC Innovation Awards [4]. Результаты, полученные компанией, подтверждают, что среди множества вари- антов восстановления чистого волокна из отвержденного ПКМ именно обогащенное базальтовое волокно может быть полностью переплавлено для получения нового волокна с такими же физико-механическими свой- ствами. Отходы производства (обрезки, остатки ткани) компания измельчает и пере- рабатывает в маты, в дальнейшем используе- мые при создании малонагруженных ком- позитных изделий методом прессования. Литература 1. Подпрограмма «Приме- нение композиционных ма- териалов и изделий из них в Калужской области» го- сударственной программы Калужской области «Эконо- мическое развитие в Калуж- ской области», стр. 2. 2. http://basalt.today/ ru/2016/10/7697/. 3. http://basalt.today/ ru/2017/03/9679/. 4. http://basalt.today/ ru/2018/01/14594/. Composite Recycling: Problems and Prospects Polina Sidorenko, Irina Karpesio A qualitative change in the industry of composite materials is a priority direction of industrial development of Russia since 2013. The implementation of this program is bearing fruit: in recent years, there has been a steady increase in production and consumption of various types of PCM, stan- dards and codes of practice have been es- tablished for use in leading industries (con- struction, aviation, special and transport engineering, consumer goods), R&D on composites prospers. Рисунок 3. Парусная яхта из обогащенного базальтового волокна торговой марки Filava и биосмолы w w w . p l a s t i c s . r u

RkJQdWJsaXNoZXIy ODIwMTI=