Plastics_1_2_2018
w w w . p l a s t i c s . r u ИЗДЕЛИЯ И ПОЛУФАБРИКАТЫ П Л А С Т И К С № 1 - 2 ( 1 7 5 ) 2 0 1 8 Marketing Money Lilia Guseva Soon, Russia will finally join the list of countries printing their own money on a polymer substrate: for the start of the World Cup 2018, the Central Bank of Russia timed the issue of a 100-ruble polymer bill. Our country went quite a long way to issue banknotes based on a polymer film. It began with a careful study of the experience of other countries that started from 1983, when the first polymer bills appeared in Costa Rica, and continues until now, when they are in circulation already in 52 countries. существующими банкоматами и торговыми аппаратами до сих пор остается дискуссион- ным моментом, а специалисты свое окон- чательное мнение пока так и не высказали. Безусловно, переоборудование банкоматов технически вполне возможно. Ничто не ме- шает начать выпуск устройств нового поко- ления, способных выполнять механические операции с полимерными купюрами. И не исключено, что развитие рынка банкнот окажет стимулирующее действие на разви- тие рынка банкоматов и торговых аппаратов. Но пока вопрос остается открытым. Стимуляция рынка Судя по тому, что за прошедшую четверть века число стран, имеющих в обороте поли- мерные купюры, увеличилось с нуля до 52, определенные стимулы к развитию рынка таких дензнаков явно имеются. Какие же факторы принимаются во вни- мание, когда то или иное государство изуча- ет вопрос о введении в оборот полимерных купюр? В первую очередь рассматриваются: — безопасность, то есть количество сте- пеней защиты полимерной банкноты и их эффективность; — состояние окружающей среды, то есть насколько критичной для оборота бумажных купюр являются естественные климатиче- ские условия и техногенные факторы окру- жающей среды; — стоимость изготовления новых купюр, в том числе с учетом периода их эксплуата- ции (пересчет затрат на год эксплуатации банкнот). Одним из основных факторов, стимули- рующих рынок полимерных денег, является, конечно, технико-технологический. Оче- видно, что переход от ПЭ-пленки к поли- пропиленовой, позволяющей изготавливать более качественные банкноты, дал мощный толчок для развития данного сегмента де- нежных знаков. Говоря о ПП-пленке относительно изго- товления купюр, мы подразумеваем именно БОПП-пленку. Казалось бы, при сегодняш- них объемах и повсеместности производства этого типа продукции никакая страна вроде бы не приобретает особых преференций с точки зрения позиционирования в сегмен- те производства банкнот. Однако олимп за- нят лишь одной компанией — Innovia Films, которая именно в силу своей технической оснащенности располагает возможностями производить БОПП-пленку необходимой толщины— 75 мкм. В основе мощного кон- курентного преимущества лежит тот факт, что данная фирма располагает особой тех- нологией производства БОПП-пленки — двойным раздувом. Несмотря на то, что компании, постав- ляющие оборудование по выпуску БОПП- пленки, готовы предоставлять потенциаль- ным производителям линии, на которых возможно изготовление БОПП-пленки тол- щиной 75 мкм, ни отечественные, ни другие зарубежные фирмы особо не заинтересованы в выпуске БОПП-пленки такой толщины. Дело в том, что в настоящее время мировая потребность в БОПП-пленке для изготов- ления банкнот оценивается в диапазоне от 7 до 10 тыс. т/год, что не превышает 0,5% общемирового рынка БОПП-пленки. Даже если объем потребления БОПП-пленки в сегменте полимерных банкнот увеличится вдвое, и даже если к этому объему прибавить объем потребления БОПП-пленки для из- готовления ценных бумаг (эта продукция выпускается наряду с банкнотами), доля БОПП-пленки толщиной 75 мкм для изго- товления банкнот и ценных бумаг вряд ли превысит 2% общемирового потребления БОПП-пленки. Такой объем пленки может быть получен всего на одной технологиче- ской линии. Затратына выпуск БОПП-пленки толщи- ной 75 мкм пока достаточно высоки по срав- нению с аналогичным показателем пленок диапазона толщины от 20 до 60 мкм. Дело в том, что пленки других толщин выпуска- ют в массовом масштабе, и их изготовление осуществляется в рамках запланированной производственной программы предприятия. А вот выпуск специфического ассортимента, к тому же малотоннажного, к которому сей- час относится пленка толщиной 75 мкм, тре- бует существенных дополнительных затрат на перенастройку, а иногда и модернизацию оборудования, отработку технологического режима, затраты на пуск и остановку обору- дования при переходе с одного ассортимента на другой. При весьма небольших объемах партии БОПП-пленки толщиной 75 мкм все эти дополнительные затраты увеличивают цену на пленку до неконкурентоспособно- го на рынке уровня. Очевидно, что выпуск таких партий пленки может осуществлять- ся лишь под конкретного потребителя и на особых условиях. Все это справедливо и в отношении отечественных предприятий. Хотя, если учитывать задачи экономиче- ской безопасности страны, не исключено, что было бы полезно рассмотреть вопрос о возможности разработки БОПП-пленки специального назначения для нужд отече- ственной банковской системы силами рос- сийских компаний. Литература 1 . h t t p : / / g o z n a k . r u / innovations/security/index. php?sphrase_id=96338. 2. Гусева Л. Полимерные банкноты // «Пластикс». — 2011. —№12. —С. 128-130. 53
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODIwMTI=