Plastiks_1_2_2019
БИЗНЕС-ПРАКТИКА П Л А С Т И К С № 1 - 2 ( 1 8 6 ) 2 0 1 9 w w w . p l a s t i c s . r u 51 Главное, что этот результат позволяет сделать самое важное обобщение в контек- сте рассмотрения переработки полимеров в Турции: сильное превышение видимым по- душевым потреблением полимеров уровня, «естественного» для размера экономики, обусловлено активностью экспортно ори- ентированной переработки полимеров, а также развитым экспортом продукции от- раслей промышленности, потребляющих полимерные изделия. Структура производства изделий из по- лимеров для Турции последних лет в целом типична (с большим преобладанием упа- ковки), но имеет и ряд специфических черт. Например, в Турции доля сельского хозяй- ства в два раза выше, чем в Европе. Также сильнее доля сегмента ЭЭиТ—10% в Турции против европейских 6%. Зато турецкое ав- топроизводство, имеющее исключительно сильные экспортные позиции как по гото- вым автомобилям, так и по компонентам, не является столь же значимым потребителем полимерных изделий, как в Европе (4% про- тив 10%). Вероятно, сказывается разница в масштабах производства. При этом Турция экспортирует почти четверть всей упаковки и полимерных изделий для строительства. Возникает вполне закономерный вопрос: как же страна, являющаяся реальным им- портером сырья (полимеров), заняла столь сильные позиции прямого и косвенного экс- портера изделий? На это есть несколько причин. Напри- мер, удачное географическое положение: вблизи европейского рынка и на полпути для сырьевых полимерных потоков, на- правляющихся через Суэцкий канал из стран Ближнего Востока. Именно Саудовская Ара- вия — крупнейший поставщик полимеров в Турцию; вместе с Ираном они обеспечили 21% всех сырьевых поставок в 2015 году. В 2017 году в десятку крупнейших поставщи- ков пробился Египет, и на его долю вместе с Саудовской Аравией и Ираном пришлось уже 26%. Чтобы в полной мере использовать пре- имущества географического положения, турецкая переработка тяготеет к портовым регионам. Так, более 62% компаний по пере- работке полимеров расположены в Стамбуле и окрестностях, еще 5% — в Измире. Еще одним позитивным следствием гео- графического положения является близость к рынкам, практически не располагающим собственной нефтехимией и пластпере- работкой. Так, многолетним крупнейшим импортером турецких изделий из полиме- ров является активно восстанавливающийся после войн и переходящий на современные стандарты потребления Ирак с долей почти 14% в 2017 году. Всего на долю стран, имею- щих общие границы с Турцией, приходится почти четверть всей массы экспорта изде- лий. До кризиса двусторонних отношений в число крупнейших импортеров полимерных изделий из Турции входила и Россия. Что ка- сается косвенного импорта, то, как уже от- мечалось, крупнейшие отрасли-экспортеры Турции — это значимые потребители поли- мерных изделий: автопроизводство вместе с изготовлением компонентов и запчастей (первое место), одежда и текстиль (второе и третье места), электротехника (четвертое место). Помимо выгодного положения на пере- крестке товарных потоков и в окружении привлекательных рынков Турция выигры- вает, например, у стран Европы за счет значительно более низкой стоимости ком- понентов производственных затрат. Так, по данным ISPA на 2015 год, стоимость часа труда на производстве в Турции была в 6 раз ниже, чем в Германии, в 1,6 раза — чем в Че- хии и в 1,2 раза — чем в Польше. Согласно тому же источнику, цены на электричество и природный газ в Турции были ниже, чем в странах Западной, Центральной и даже Вос- точной Европы (рис. 1). Объективно узкие места Возникает вопрос: можно ли выводы, к которым мы пришли при изучении кейса переработки полимеров в Турции, перене- сти на Россию? Проблема заключается в том, что балан- сы полимеров и изделий в этих двух странах существенно различаются. Причем «слой», Рисунок 1. Стоимость компонентов затрат в разных странах (источник — ISPA) Германия Польша Словакия Чехия Турция Электричество, цент/кВт ˙ ч Природный газ, долл. США/Гкал Труд, долл. США/ч
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODIwMTI=